Вода, которую перелили в другой сосуд, и одна свеча, заложенная от другой, стали символом передачи заслуг, обычного буддийского ритуала, как следствия совершенных добрых дел или слов, или идей, мысленно передаются умершим. Этот умозрительный обряд радости, почитания и уважения за сделанное в жизни, среди всех мыслящих существ, заменяет траур и поминовение усопших.
В пятницу, 8 октября, с прихожанами лютеранской общины св. Екатерины и буддийской общины Тхеравада, посетили кладбище и посвятили время воспоминаниям о людях, внёсших огромный и поистине уникальный вклад в изучение и распространение буддизма, исследования санскрита, тибетского, монгольского и других языков, культуры, преданий и литературы стран, где распространен буддизм. Учёные, чье вероисповедание было лютеранским, воспитанные в западной культуре, получившие блестящее образование в европейских университетах, посвящали свои жизни культуре Востока, полностью погружаясь в нее и открывая миру ее богатство и красоту. Учёные, жившие в 1930-е годы, и похороненные с гражданской панихидой, поскольку никаких общин уже не существовало. Профессор Борис Владимирцов, принявший буддизм, и не нашедший в этом понимания. Евгений Обермиллер, одареннейший, с мировым именем в 33 года, но слишком рано ушедший из жизни учёный, тем не менее, оставивший обширное научное наследие. Барон Шиллинг фон Каннштадт (1786-1837), друг Пушкина, по признанию монгольских лам - воплощение божества. Академик Антон Шифнер, чей вклад не только в историю и литературоведение буддизма, но и финно-угорской традиции, и сегодня не превзойден. Петр Козлов, путешественник, друг Пржевальского, открывший затерянный город и сокровища письменной культуры. Архитектор дацана Бальди и академик Радлов, востоковед и музеевед.
Могила Цэбак-Данжа-Дынгена Ирдыниева (1863-1910), Гелонг-ламы Янгажинского дацана Забайкальской области, друга Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова, к сожалению, утрачена.
Лютеранское кладбище поистине многонационально мультикультурно и уникально в религиозном смысле. Поэтому в год 280 летия официального признания статуса буддизма в России, и указа императрицы Елизаветы Петровны 1741 года о признании «ламайского духовенства», учреждении штатного расписания служителей дацанов и приведения лам к верноподданической присяге, и немалого вклада в решение этого вопроса со стороны лютеранина шведского происхождения, губернатора Иркутска Лоренца Ланга, две общины и несколько неравнодушных энтузиастов вспомнили о деяниях ярких, неординарных, выдающихся людей прошлого. Осеннее солнце впервые в этом месте осветило импровизированный походный алтарь, жёлтые монашеские одеяния на фоне опадающей листвы, медные и латунные чаши и статую Будды... День стал благословением.
Перед началом молитв и уборки состоялась небольшая лекция пастора и капеллана кладбища Эльвиры Жейдс и монаха Топпера Панньяавудхо о людях, чьи захоронения мы посетили, и связанных с ними традициях буддизма и лютеранства. Впервые такие разные духовные общности встретились для общего дела, впервые нехристианские захоронения удостоились должного внимания. Это хорошая духовная и нравственная практика, это понимание нашей общей истории и взаимное культурное обогащение.
Мы признательны всем, кто был в этот день!