Сохранение Смоленского лютеранского кладбища

Смоленское лютеранское кладбище

31 августа 2021 по инициативе КГИОП СПб в зале СПб ГО ВООПиК состоялось обсуждение концепции сохранения объекта культурного наследия регионального значения «Смоленское Лютеранское кладбище», подготовленной студентами Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета при поддержке КГИОП и РОО «Союз реставраторов Санкт-Петербурга». Проект, в качестве факультативной работы, осуществлен под руководством заместителя директора ГБУ ЛО «Музейное агентство», старшего преподавателя кафедры СПб ГАСУ Ксении Губинской.

На встрече присутствовали представители КГИОП, проектных и реставрационных организаций, Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, СПб ГКУ «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела», ООО "Собор" (администрация Смоленского лютеранского кладбища), меценаты, представители СПб ГО ВООПИиК. Нашу общину представляла пастор Эльвира Жейдс.

Место, ценное само по себе, на которое стоит обратить внимание – таков тезис начала обсуждения.

Наша община признательна за приглашение и участие в обсуждении столь значимого для нас вопроса! Впервые за все годы мы увидели тщательный, системный и профессионально организованную работу, проработанный проект, учитывающий мнение различных групп населения города, лютеранской церкви и специалистов в деле сохранения памятников, ритуальных услуг, историков и общественных организаций. В опросе приняли участие 627 человек, что говорит о достаточно высоком интересе жителей к этой части Васильевского острова. Выделены части, требующие особого внимания, и предложены варианты для кладбища в целом, как на ближайшую, так и на более отдаленную перспективу. Положено хорошее, добротное начало для дальнейшего обсуждения.

Несколько месяцев под руководством КГИОП велась работа волонтерами и студентами, с которыми мы познакомились на встрече в церкви - по восстановлению склепа семьи Бекманн, других памятников, при участии реставраторов, организовавших мастер-классы по уходу за камнем, надписями, расчистке мха и другим вопросам ухода за старинными надгробиями. С большим воодушевлением мы наблюдали, как постепенно, но все больше и больше объединяются усилия таких разных по своим убеждениям и принципам людей и организаций вокруг одного вопроса – как нам сохранить Смоленское Лютеранское кладбище. Учитывая положительную динамику состояния кладбища за годы, вклад каждого очень ценен!

На сегодняшний день остается много вопросов по правовому статусу надгробий, их охраны, выделения средств из бюджета, правопреемства ответственных за захоронения, статус участка земли – кладбище, парк, музей, некая смешанная модель или совсем новая концепция?.. Необходимо совершенствование правовой базы, наработка судебной практики, судебного механизма установления и замещения ответственного за захоронение, систематизация правового регулирования в других субъектах федерации, в частности, опыт Москвы и других городов, где есть исторические кладбища. В Москве к недвижимым памятникам истории и культуры отнесены кладбища, могилы и захоронения (и их комплексы) выдающихся государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, братские могилы и захоронения воинов и граждан, погибших за свободу и независимость. Собственность на них: государственная, муниципальная и частная, а бремя охраны и реставрации, как и в Петербурге, несет собственник или пользователь.

Согласно законодательству о похоронном деле, для ухода формально необходимо согласие родных или правопреемников. В практике европейских государств формальным правопреемником для своих может быть община, но у нас церковь отделена от государства. Тонкость в том, как определить собственника для надмогильных сооружений. Ведь это не просто геодезическая точка или запись в ЕГРН. Согласно земельному кодексу, собственность на то, что установлено на земле, принадлежит собственнику земельного участка. Часть надгробий – отдельные охраняемые объекты-памятники или регионального, или, возможно, федерального значения в собственности города. И город должен найти правовой механизм и методы правового регулирования для оформления такой собственности или неких «суб-» и «квази» ее форм, и по каждому надгробию, и комплексно. Кроме собственности, предусмотрены такие формы, как безвозмездное пользование или другие гражданско-правовые формы, и насколько они применимы к надмогильным сооружениям? Возможно, вопрос решается выведением земель из статуса кладбища, но тогда невозможны новые захоронения, и новую форму еще предстоит определить. Пока в земле есть погребенные, остается этический и сакральный вопрос. Такова данность. Остаются в действии СанПИНы, положения о рекреационных зонах и перезахоронении, и множество правовых тупиков. Возможно, необходимо выделить захоронения в отдельный реестр объектов недвижимости.

Как отметили разработчики проекта, необходимы новая терминология на стыке похоронного и музейного законодательства для этого феномена. И мы приглашаем к обсуждению юристов в этой сфере. Возможно, также в качестве факультатива, за исследование этого вопроса возьмутся студенты юридического факультета (именно им, кстати, было пожертвовано состояние Сергея Айканова – супруга Бланды Бекманн, после его смерти. Склеп семьи Бекманн в настоящее время известен как «беседка брата» и проект его восстановления также обсуждался и был тщательно проработан студентами).

Остаются востребованы первоочередные мероприятия – расчистка, противоаварийные работы, помывка, профессиональная реставрация, работа с зелеными насаждениями. Ремонт, реставрация или консервация предметов охраны. Установка коммуникаций, видеонаблюдения, туалетов, мусорных контейнеров и приспособлений для уборки. Организаций перемещения по территории, сквозных проходов. Формулировка правил поведения на территории кладбища. Разработка информационных стендов, отметок с именами и информацией в тех местах, где надгробия перенесены, и интерактивной карты с возможностью для каждого дополнять сведения о захоронениях. Расположение малых архитектурных форм – скамеек, фонарей, урн, тематических арт-объектов. Для всех работ КГИОП ищет возможности ускорить и упростить процедуру их согласования, без которого на сегодняшний день невозможно.

Община поддерживает идеи включения кладбища в карту туристических маршрутов, за исключением тематики субкультур – поскольку историческое наследие тех людей, что обрели там свой покой, бесконечно многообразно и значимо для города и государства, и до сих пор не до конца исследовано, что позволяет делать не только интересные экскурсии, но и совершать открытия без ухода в чуждую христианам тему. Также вполне возможно продолжать захоронения на свободных участках, но с условием сохранения уже имеющихся. Для лютеран кладбище – поле покоя, где посеянные семена ожидают своего воскресения в новой реальности. Место молитвы об упокоении, освященная земля и пространство. И мы признательны городу и всем, кто участвовал в обсуждении, за уважение к месту и к нашим убеждениям и вероисповеданию. Община поддерживает контакты с различными государственными и общественными организациями, родственниками усопших, которые часто просят прибраться, возложить цветы, сфотографировать, помолиться. Но община, и даже все общины, чьи прихожане похоронены там, в том числе католические и православные, даже объединив усилия, но справятся с восстановлением и содержанием кладбища. Но определенно стоит попытаться встретиться и обсудить наши возможности в межконфессиональном кругу. И наша община в ближайшее время подготовит такую встречу с собратьями приходов на острове и представителями КГИОП.

Тема поднята сложнейшая и практически бесконечная, важен любой вклад – хорошие идеи, информация, опыт, работа. Студентами формированы приложения, доступные для перехода по QR-кодам к историческим справкам, фотографиям, соц. опросу, инвентаризации надгробий и перечню охраняемых объектов, руководству по очистке камня, перечню противоаварийных работ по отдельным надгробиям. Сделаны предложения по консервации склепа Бекманна, высадке зеленых насаждений и уборке самосева, укреплению дорожек, составлен перечень одно- и двухкомпонентных типовых элементов надгробий (обелиск, раковина, скала, плита, часовня, эдикула и т.п.). Представлены образцы решений из разных стран, в частности: кладбище-парк, кладбище – парк культуры и искусств, историко-культурный музей-заповедник, место паломничества.

Как справедливо сказал председатель КГИОП Сергей Макаров: «Мы не оставляем идею превратить Смоленское лютеранское кладбище в ухоженное интересное место, где люди осознавали бы историю России и, читая фамилии на надгробиях, вспоминали школьный учебник истории. Может, мы наверстаем некоторые огрехи современного образования, рассказывая, кто эти великие люди, и что они сделали для нашей страны». Место не только с огромной исторической российской составляющей, но и образец западной культуры кладбищ – уникальное явление. Действительно, прогулка по дорожкам кладбища – своеобразное листание и чтение страниц учебника истории, и зачастую неизвестных, но весьма значимых страниц. Заново открывать их помогают прекрасные люди – такие, как сотрудники музея Карла Мая, с чьей помощью восстановлены несколько надгробий, известный благотворитель Грачья Мисакович Погосян – его фонд в настоящее время под контролем КГИОП как раз осуществляет ремонт надгробия супругов Люгебиль, некогда наших прихожан. Софи Люгебиль – основатель системы детских садов по образцу известного педагога Фребеля, а ее супруг Карл – профессор СПбГУ и хранитель древностей Эрмитажа. Пример меценатов вдохновляет и укрепляет в уверенности, что неравнодушие людей способно творить чудеса. В настоящее время выделено около 130 надгробий ректоров и профессоров ВУЗов, уход за которыми предлагается взять на себя этим действующим учебным заведениям. Наша община старается поддерживать 11 захоронений пасторов и теологов, органиста и еще нескольких прихожан. Основатель цирка на Фонтанке, Гаэтано Чинизелли, как и основатель Одессы Иосип де Рибас – члены католических общин… Если все возьмутся даже по одному захоронению, то это большое дело.

И мы уже видим неподдельный, искренний интерес и студентов, и волонтеров, меценатов и опытных специалистов, и понимаем, что будущее этого места в надежных руках. Достойное начало требует не менее достойного продолжения. К следующему заседанию община постарается подготовить свои предложения и наработки. В группе «Попечители Смоленского Лютеранского кладбища», созданной в контакте для информирования обо всем, что происходит, мы приглашаем писать свое мнение и видение по различным вопросам, которые позволят направлять дальнейшую работу.