Пост – это настоящий праздник, где есть спасение души и нет суеты, шума, но покой, мир и многие блага. Благополучие настоящей жизни не имеет в себе ничего прочного, ничего постоянного, оно утекает, как вода, и у нас ничего не остается. Но не таковы духовные блага – они пребывают вечно. Пост дан нам для того, чтобы мы могли почувствовать, как прекрасно бесконечное, а не то, что каждый день становится пеплом.
«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися». Мф. 6,16
Дитрих Бонхёффер в апреле 1945 года писал своим родителям из тюрьмы: «Как ни странно, но те многочисленные лишения наружной жизни, на самом деле, почти не играют никакой роли. Утром можно также насытиться сухой коркой хлеба».
Многие наши прихожане, пережившие трудармию и репрессии, вспоминают о своих единоверцах, которые садились за скудную лагерную трапезу, которую и едой назвать нельзя было, с молитвой и степенностью, и благодарили за хлеб насущный. И им не довелось заболеть или сильно ослабнуть, они выжили и своим примером вдохновили других.
В известном фильме Бергмана «Причастие» пастор совершает богослужение в опустевшей выстывшей церкви, в безмолвии замершей веры. Из газет и интернет-изданий мы узнаем, каково это – провести последнее богослужение в церкви, которую закрывают. Люди пока еще не осознали, что такое духовный голод. По чему они больше тоскуют во время Поста? По вкусной еде, любимым развлечениям, или чему-то большему? И разве вся их жизнь, лишенная большего, чем еда, одежда, хорошая работа и карьера, достаток – разве это не вынужденный, неосознанный Пост, не странное воздержание от всей полноты жизни в любви и радости?
2 Петра 1, 6-8: «прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа».
Наша Церковь вступила в новое время церковного года – время Великого Поста, который длится 40 дней и предваряет собой наступление Пасхи и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Милосердный Бог, желая очистить нас от грехов, даровал нам исцеление в Святом Посте, открыл для нас этот прекрасный путь. По древней традиции, в день скорби и покаяния, принятия важных решений, вспоминая о бренности всего сущего и собственной неизбежной смерти, люди посыпали головы пеплом. Так и в Церкви принято в этот день сжигать вербные или пальмовые ветви, оставленные с прошлого года от праздника Вербного Воскресения, и этим пеплом священник делает знак креста на лбу каждого верующего. Но для нас пепельный крест - это не только знак скорби и смерти, но и знак возможности очистить свои души и ум, чтобы их не отягощало и не отвлекало невоздержание.
Посыпать голову пеплом? – интересное ощущение. Представьте себе этот пепел – у него свой запах, цвет и оттенки. И смысл – какой в этом смысл, когда растираешь его в своих пальцах, когда он путается в волосах, превращает лицо в маску. От чего мы прячемся за этой маской, чего мы боимся? Прикосновение пепла к голове, пепел на ладонях… Когда-то было похожее ощущение… Также некогда при Крещении, мы чувствовали, как нашей головы касается влажная от Святой воды ладонь священника - во Имя Отца, Сына, и Святого Духа… - новое Рождение; Спасение и жизнь вечная, если есть в нас вера. Пепел – чем он был когда-то? Теперь это – смерть. Не живая вода купели, а сухое, почти неосязаемое ничто. Как сказал апостол Павел в 6 главе Послания: «мы погреблись с Ним крещением в смерть». Мы получили вечность и нескончаемое благо для нашей души. Смерть уже не имеет над нами власти. Как прежде она приходила к нам, немощным грешникам, неотвратимо и безнадежно, и превращала нас в ничто, так теперь мы получили оправдание перед Богом, оправдание Кровью Его Сына и нашей верой. Оправдание значит спасение и жизнь вечную, мир с Богом… «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией»… если только есть в нас вера, ибо мало только получить – нужно еще и достойно принять. Как часто человек спорил с Богом, оскорблял Его неверием и презрением, пренебрегал Его Заповедями, противился Его воле. Трудно сохранять мир с Богом, когда нет мира между людьми, когда нет согласия с самим собой. Вражда человека с Богом существует внутри самого человека, который сражается и в тоже время боится, отчаянно боится гнева своего вечного противника, и смерти, которая все равно придет, и также отчаянно надеется, что конец будет каким-то иным или его не будет совсем. И человек, так и не поняв, что проиграл, останавливается перед закрытой дверью в конце своего пути с последней надеждой, но велики милость и любовь Господа. Этой надежды не стоит стыдиться, она не глупа и наивна, она – результат всей жизни. Человеческой жизни, в которой мы переживаем много трудностей, печалей и скорбей, учимся терпеть и приобретаем опыт, который послужит не только нам, но который мы передаем своим детям, ученикам, просто тем, кто рядом с нами и нуждается в нас. «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения - опытность, от опытности – надежда, а надежда не постыжает». И мы не стыдимся любви Господа, как стыдится подросток ласк своей матери перед сверстниками. В нас больше нет страха смерти – любовь Господа пересилила в нас этот страх, и мы можем принять эту любовь целиком, потому что теперь перед нами – вечность. Мы открываем дверь и без страха шагаем за порог – к Свету и Истине. И мы можем хвалиться этим, потому что мы оправданы верой и омыты Кровью Христа, который умер за нас, когда мы были врагами. «Ибо, если будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его». Его смерть изменила нас и принесла нам мир как свидетельство Божьей любви. «Мы погреблись Крещением в Его смерть» - мы умерли вместе в ним, чтобы воскреснуть, как Он. И теперь, каждый раз, когда мы слышим Благую Весть, она изменяет и примиряет нас, приносит мир, избавляет от страха и дает надежду на жизнь вечную, ибо велик и милостив Господь, и любовь Его бесконечна, излитая в сердца наши Духом Святым, данным нам.