Секретное оружие

Историк Павел Крылов

Новая книга историка Павла Крылова "Секретное оружие выборгского фогта" - небольшое произведение, где причудливо переплетается, подобно старинной вышивке из сундука, достоверный вымысел и добротная историческая основа. Оживают забытые топонимы и имена ижорской земли, Невского края, камни мостовых и стен Сквориц, Ниена, Парижа и Выборга, загораются свечи в маленьких уютных окошках, мелькают факелы, гудят кузнечные печи и тигли алхимиков... О Выборге писали многие исследователи, прозаики и поэты, в том числе Анна Ахматова:

Огромная подводная ступень,
Ведущая в Нептуновы владенья, —
Там стынет Скандинавия, как тень,
Вся — в ослепительном одном виденье.
Безмолвна песня, музыка нема,
Но воздух жжется их благоуханьем,
И на коленях белая зима
Следит за всем с молитвенным вниманьем.

и Осип Мандельштам:

“Упрямый и хитрый городок с кофейными мельницами, качалками, гарусными шерстяными ковриками и библейскими стихами в изголовии каждой постели…”

"Отовсюду звучала
Старинная песнь –
Калевала:
Песнь железа и камня
О скорбном порыве Титана".

Но автору удалось сделать поразительно точную и увлекательную литературно-историческую реконструкцию, буквально воскресив церкви, дома и улицы, и персонажей, и при жизни бывших уникальными для своего времени.

Не каждому сегодня доведётся познакомиться с автором орфографии шведского языка, специалистом по механике речевого аппарата, анатомом, дипломатом, врачом, и философом в одном лице - д-ром Урбанусом Йерне, если не прочитать эту книгу. А читать - обязательно! Ведь после прочтения совершенно другим будет путешествие по, казалось бы, совершенно непримечательным посёлкам в сторону Копорский крепости, Кипени и Ропши, через Курортный район, да и в центр города - некогда цветущие усадьбы Ниена. Ожившие картины прошлого, неизвестные доселе исторические факты, остроумный и блестяще образованный собеседник, рационалист в духе Декарта, противник гонений на ведьм - со всем этим мы встречаемся на страницах книги. Знатоки Поттерианы сказали бы, что это первая часть большой истории - поиски ингерманландского философского камня.

Но что же станет секретным оружием, лекарством от страха? Сама история, или повесть, изобилующая новыми знаниями, способными обогатить ум? Боевая магия огнестрельного оружия? Слово? Любовь к родному краю и народный язык? Или дух защитников? Каждому читателю предстоит найти свой ответ. Подобно автору, своим воображением заполнить "белые пятна" и паузы в известных событиях.

Для прихожан лютеранских общин полезно узнать кое-что из истории своей церкви. Например, что во времена короля Людовика XIV в католической столице Франции были запрещены богослужения протестантов. И только в скромном трехэтажное доме посла Швеции на набережной Малакэ можно было попасть на службу согласно своей совести и убеждениям. Кроме того, повесть - прекрасный образец лютеранской этнографии и антропологии XVII века - достоверный быт гарнизонного пастора, прихожан, их собратьев на сопредельных территориях и в Европе - воссоздан тщательно и интересно. Сам же, весьма узнаваемый, авторский стиль неуловимо напоминает Крапивина и Стругацких - по немного мальчишеской вовлечённости в исторический процесс, бесстрашию и честности, несмотря на войны и интриги.

Настоящий лютеранский церковный календарь как часть повседневности персонажей. Времена пасторов Каприо в ныне почти разрушенной Копорский крепости - а некогда первой лютеранской общине Водской пятины, Пауля Герхарда и его хоралов, уже популярных у современников, будущего великого народного просветителя Маттиуса Саламниуса с его «Illo-laulu Jesuxesta», что в переводе с финского означает «Песнь радости об Иисусе», переложение истории Христа нерифмованным калевальским стихом... Времена легенд о бароне Пунтусе с черной книгой, ведьме о десяти пальцах и волшебной медной дудке, и первой газете города Выборга.

Времена рождественского мира.

Мира в душе и на земле, к которому мы стремимся, как некогда Агрикола и многие достойные люди, чей прах давно упокоился в этих местах.

Секретное оружие...

Возможно, подсказкой будут строки:

"И все ж огонь любви, сейчас заложенный вами,
Смог чудо совершить, что солнце не смогло!"