Джон Мильтон Кейдж, американский композитор, философ, музыковед (1912-1992), написал это произведение в середине своей жизни, и впервые оно было исполнено пианистом Дэвидом Тюдором в Вудстоке 29 августа 1952 года на благотворительном концерте. Исполнитель произвел большое впечатление на публику и своих коллег, и с тех пор произведение неоднократно представлялось в различных вариациях.
Сюжет ведет слушателей и зрителей по пути современного искусства, берущего свою идею у Пифагора, и воплощенного Малевичем. От того, как цифры сводятся к единице, основе всех чисел, треугольнику, вписанному в квадрат, одну из опор Вселенной и начала мира, начала и тождества вещей самих себе, границы и безграничности. До «окна во Вселенную» или того, чем еще является черный квадрат.
23 июля 2018 года петербургский музыкант Андрей Суротдинов провел запись произведения Джона Кейджа 4'33" в новом формате. Ему удалось увлечь и вдохновить своей идеей представителей различных конфессий, художников, музыкантов, актеров, кинематографистов, психоаналитиков и ученых. Вместе они исполнили произведение в трёх частях: 30 секунд, 2 минуты 23 секунды и 1 минута 40 секунд, транспонируя тишину от человека к человеку и во все окружающее пространство. Переведенные в секунды – 273 – эти ноты стремятся к абсолютному кельвиновому нулю, заставляя жизнь замереть и обрести устойчивую форму.
Главный органист общины Григорий Варшавский вспоминает, как побывал лет двадцать назад на концерте петербургского пианиста Петра Лаула, игравшего в малом зале филармонии концерт фортепианной музыки. Все произведения музыкант играл наизусть. Кроме этого. Действительно, наизусть исполнить это произведение невозможно. Это всегда импровизация, поиск, вслушивание в себя и в окружающий мир.
Событие состоялось в пространстве «Квантологосы» - первой северо-западной установке мегасайенс, созданном в стенах Института высокомолекулярных соединений РАН – ведущем российском полимерном научном центре, основанном в 1948 году. Где воссозданы прототипы уникальных старинных научных приборов, часть из которых и обеспечивает акустику и настроение зала. За этот потрясающий проект взялись и довели до совершенства под руководством профессора РАН Сергея Люлина арт-демиурги Андрей Кузнецов и Дмитрий Шагин.
Космический аппарат с механическим приводом, функциональный гибрид ученого с прибором, кварко-глюонная каша, антилабутены – все эти новаторские арт-сайнс-объекты вместе, и каждый из них в отдельности, заслуживают особого внимания. Для заинтересованных лиц проводятся экскурсии.
Для творческих людей, ученых, думающих священников важна возможность постижения неизведанного, эксперименты мира над человеком, ответы на вызовы мироздания и изучение возможностей машин, механизмов в сравнении с природой и людьми.
Все, что мы делаем, это музыка. Так говорил Джон Кейдж. Неопределенность и интерпретация музыки, изобретательность и случай. Игра в бисер в фантастическом стиле в авангарде ХХ века. Дзен-буддизм и алеаторика. Несколько вариантов партитуры и композиции. Музыка тишины, наполненной звуками. Все варианты исполнения различны и неповторимы. Музыка, которую ранее никто не слышал. Не шутка и не повод посмеяться даже для тех людей, чье призвание – смех.
Все участники для стороннего наблюдателя представляли собой инструменты и резонаторы, элементы акустического устройства зала. Но внутри каждый ощущал себя частью огромного инструмента мироздания, который никогда не лежит без дела, но живет в руках Бога.
Мир говорил с нами. Он прекрасен.