Музыка небесных сфер

Музыка небесных сфер

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ ЛИТЕРАТУРНОГО КОНКУРСА "STYLUS FANTASTICUS"

Тема «Музыка небесных сфер» была предложена самым музыкальным храмом города – лютеранской церковью Святой Екатерины на Васильевском острове, и приурочена к 250-летию церковного здания, построенного архитектором Георгом Фельтеном в 1771 году. Это первый опыт такого рода, внезапная идея, которая получила вполне достойное воплощение с участием секции фантастики Союза писателей под руководством Тимура Максютова и административной группы семинара писателей-фантастов «Малеевка-ИПК».

Девизом послужила строфа известного лютеранского хорала Пауля Герхарда (1653 год):

«…Я знаю, что источник Ты всех истинных даров,
что Ты создатель красоты бесчисленных миров»

Участниками конкурса стали как профессиональные писатели-фантасты, так и молодые и не очень, но весьма талантливые авторы. Для всех некоторая «церковность» темы стала неожиданностью, даже определенным вызовом. Хотя нашлись и те, кто посчитал тему банальной и недостойной усилий опытных мастеров. Тем не менее, организаторы получили более шестидесяти рассказов, присланных на конкурс, и порядка десяти - вне конкурса.

В рассказах нашло отражение и понимание того, как звучит окружающее пространство – падает лист на землю, стучат каблучки, дышит ветер, шумит кровь в ушах… и влияние музыки на жизнь человека, будущее всего человечества, а также фантастическая история церковного здания из различных городских легенд и преданий, и история города в небольших фрагментах. Эпоха барокко и плоды Просвещения оказались не так уж чужды современным писателям, которые вполне органично почувствовали себя в атмосфере ушедших веков. Хотя для кого-то и оказалось неожиданностью, что церкви бывают разные, их традиции отличаются, так что конкурс сыграл еще и просветительскую роль.

История церкви Святой Екатерины богата событиями, которые сами по себе кажутся фантастическими и не укладываются в привычную нам картину мира и современного общества: дворцовые перевороты, эпидемия оспы, эксперименты Леонарда Эйлера и Франца Киршника, прихожанин Генрих Шлиман и его мифическая Троя, Смоленское Лютеранское кладбище – учебник истории и чудес, странные находки во время реставрации, студия грамзаписи «Мелодия» и музыкальный пират и бог Тропилло… А еще – лучший механический орган с цимбельштерном, барочная акустика и особый стиль во всем, что там происходит – stylus fantasticus, гармония сфер, где Бах – это космос, как говорит главный органист Григорий Варшавский.

Теология постмодерна развивается параллельно с фантастикой – обе они озадачены тем, с каким человеком (и человечеством в целом) придется иметь дело. Автором термина считается иезуит Атаназиус Кирхнер, издавший в 1650 году свое сочинение «Musurgia universalis». Его авторству также принадлежит конструкция водяного автоматического органа, эоловой (ветряной) арфы и говорящей трубы, вечного двигателя и кошачьего клавира. Ученый-энциклопедист, он опубликовал в 1665 году книгу «Подземный мир» с подробнейшей картой Атлантиды. Его называли «магистром сотни искусств», уподобляя Леонардо да Винчи, и последним человеком эпохи Возрождения. Работал над манускриптом Войнича. Работа по аллегорической интерпретации истории Ноева ковчега и исследование последствий Потопа с точки зрения биолога и геолога вполне сошла бы за роман-антиутопию. Интерпретация – это не просто свободное движение, это космос и состояние невесомости. Не зря Тарковский выбрал для своих кадров в фильме «Солярис» 639 хоральную прелюдию фа минор «Взываю к тебе» Иоганна Себастьяна Баха в переложении Эдуарда Артемьева – произведение stylus fantasticus. Музыку к фильму в 1972 году записывали в церкви Святой Екатерины на студии «Мелодия».

Фантастический стиль предусматривает воздействие на читателя как характером произведения, индивидуальностью автора, его хорошим вкусом, чувством юмора и чувством меры, так и тем, какого читателя видит перед собой автор, предугадывающий ожидания. Стиль, делающий чувства и эмоции видимыми и осязаемыми. Кирхнер считал, что аффекты являются магическим действом, управляют влечением человека к музыке и общением с потусторонним.

Музыка органа в ее литургической традиции – основа музыки сфер, о которой писали ученые в своих трактатах. Для тех, кто попробовал себя в этом конкурсе, подготовка к нему стала новым опытом. Не только литературным, но и жизненным, культуртрегерским. Кто-то услышал настоящий орган впервые. Не каждому, кто пишет о космических кораблях и других мирах, довелось посетить хотя бы музей космонавтики, не говоря уже о настоящем корабле, и тем более – пережить полет. В этом смысле музыка сфер намного ближе, и личный опыт вполне возможен. Этот опыт и нашел свое отражение в тех рассказах, которые выбрало жюри.

По итогам голосования членов жюри победителями стали:

1 место рассказ «ЛЕДЯНАЯ ФАНТАЗИЯ СФЕР», автор Алексеев Павел
2 место рассказ «CHORALIS SOLOVECENSES INSULAE», автор Щетинина Елена
3 место рассказ «CON ANIMA», автор Евдокимова Галина

Призы и памятные грамоты будут вручены победителям во время празднования 250-летия церкви св. Екатерины, Большой пр-т д. 1а, 17 октября 2021 в 14.30. а рассказы войдут в одноименный сборник, посвященный этому юбилею.