Календарь на месяц

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона:  "Invocavit me, et ergo exaudiam eum" (Псалом 90:15 "воззовет ко Мне, и услышу его").
Тема этого воскресенья заявляется в чтении из послания к Евреям: Иисус был искушен точно так же, как мы, но не согрешил. Этому соотвестствуют и другие тексты. Ветхозаветное чтение - о том, как человеческие мужчина и женщина поддались заманчивым обещаниям змея в Божьем саду. Этому противопоставлено чтение из Евангелия - история о том, как Иисус смог противостоять заманчивости зла после сорока дней поста в пустыне. Явна связь с практикой сорока дней поста, покаяния и подготовки к крещению. Стих на неделю призывает нас задуматься о том, где "дела диавола" проявляются в наши дни и как Христос разрушит их. В этих размышлениях нам помогут молитвы и хоралы на это воскресенье.

 

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона:   "Reminiscere miserationum tuarum, Domine, et misericordiarum tuarum quae e saeculo sunt." (Пс 25:6 "Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века").
Этот молитвенный вопль словно сам срывается с уст ввиду жестких текстов чтений. Из Евангелия - притча о злых виноградарях, из Ветхого Завета - Песнь пророка Исаии о винограднике (5:1-7). Речь идет об отношениях между Богом и человеком. Зная, что они делают, виноградяри убивают сына хозяина в надежде, что присвоят всё наследие. И ведь дело не в том, чтобы отнести эту притчу только к народу первого Завета. Очевидно, она указывает на то, что люди, которым Бог передал какую-либо ответственность (а это - каждый человек, это - и христиане, и Церковь), предпочитают рассматривать доверенное как свою собственность пренебречь правами Бога (а значит, и Его властью). Вопрос этого воскресенья и этой неделей - это, значит, вопрос о наших отношениях с Богом. Поэтому и молитвы, и хоралы содержат вопль о милости и помиловании. Мы не можем мерить ответственность других и их отношения с Богом. Остается только в молетвенном настрое, какой задают эти молитвы, задумываться о своих собственных отношениях с Богом - и, если нужно, делать выводы на практике.
"Евангелие" как весть об уже совершившейся милости Бога звучит в это воскресенье в чтении из Послания: "итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа".

 

 

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона:  "Oculi mei semper ad Dominum, quoniam ipse evellet de laqueo pedes meos" (Пс 24:15 "Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои").
В сочетании с этим стихом из псалма, из Евангелия снова читается жёсткий текст. Кто оглядывается на узы, которые привязывают его к прошлому, тот негоден для Царства Божьего. Сын Человеческий - "бездомный" на земле, и кто хочет за Ним следовать, должен оставить свой "дом" - безопасность, порядок, тепло - без всяких оглядок. Это одна из самых жёстких формулировок призыва к следованию за Иисусом - неудивительно, что отклик в молитвах дня скорее робок. Чтение из послания идет на шаг дальше - там формулируются новые "правила дома" для Божьих детей - однако с предостережением от домашнего общения неверного характера. О том, с чем человек рискует встретиться на этом пути, рассказывает ветхозаветное чтение: Илие пришлось бежать в пустыню без домов.

 

 

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона:  "Laetare cum Jerusalem, et exsultate in ea, omnes qui diligitis eam" - "возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нём, все любящие его!" (Ис 66:10)
Этому духу соответствуют чтения из Послания ("Бог, утешающий нас во всякой скорби") и из Ветхого Завета ("есди даже горы сдвинутся...").
Воскресенье Laetare находится в середине Великого Поста.Тут мы как бы останавливаетмя, переводим дыхание на тяжёлом пути "восхождения в Иерусалим". Призыв к следованию за Иисусом не отменяется и не откладывается, в этом не оставляет сомнение чтение из Евангелия ("где Я, там и слуга Мой будет"). Но уже ясно встаёт перед глазами цель: слава, радость, плод. Образ пшеничного зерна становится притчей, описывающей следование за Христом. В то же время он напоминает рассказ об умножении хлебов, который раньше читали в это воскресенье, и на тексты для проповеди о хлебе жизни.  

С 16 века есть свидетельства об обычае заменить на это воскресенье фиолетовый литургический цвет розовым - как бы разбавить его белым цветом грядущей Пасхи.
В это "розовое воскресенье" Папа римский освящал золотую розу и вручал ее выдающимся личностям. В древней Церкви на 4 воскресенье Поста совершался над крещаемыми обряд "еффафа" ("отверзитесь, уши и уста").

 

Раньше, когда на богослужении пелись слова Символа веры "рожденный Девой Марией от Святого Духа в вере", то воины обычно вставали и пели эти строки, обнажив мечи, чтобы показать, что Церковь готова защищать это положение веры против всякой мирской мудрости.
В Марии, девственной матери, уважение получает любая женщина. Ангел из небесных воинств возвестил Марии, что она зачнёт от Святого Духа и родит Сына. Мария, хоть и поражённая вестью ангела, отвечает не как безвольный объект. а сообщает о своей собственной воле и о своей готовности к тому, что ей было возвещено: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. (Лк 1:38)
Церковь встроила песнь Марии в вечерню, и таким образом сбылось высказывание: отныне будут ублажать Меня все роды. (Лк 1:48б)
Если этот день попадает на воскресенье в Великий Пост, то праздник отмечают либо накануне, либо в неделе этого воскресенья. Если дата - в Страстной неделе, то праздник переносится на будний день в неделю после воскресенья  Quasimodogeniti.
Литургический цвет Благовещения - белый, так как это праздник в честь Христа.