Календарь на месяц

"Любите врагов ваших": вероятно, ни одно другое высказывание Иисуса не вызвало таких противоречивый реакций и диспутов, как это указание, действительно существенно выходящее за рамки заповеди любви к ближнему и к брату. В Нагорной Проповеди, образующей контекст чтения из Евангелия на это воскресенье, такое наставление появляется в связи жизненной стратегии, дерзающей преодолевать "зло добром". Хотя в самом тексте об этом открытыми словами не говорится, все же и здесь горизонтом, в котором такой образ жизни имеет смысл и обетование, является Царство Божье. "Дети Отца" играют по правилам, которым следует и Он Сам - правила, которые обретают конкретный образ в деятельности и судьбе Иисуса.
Чтение из Послания, изобилующее военными образами, вовсе не противоречит этому. То, что предлагает Нагорная Проповедь, здесь появляется под образом "всеоружия Божьего". Любовь к врагам - не признак слабости, а силы - точнее: Его власти и Его силы.
В ветхозаветном тексте пророк Иеремия пишет израильтянам, уведенным в вавилонское пленение: "заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу". Это придает теме "любовь к врагам" своеобразный поворот, в котором есть большая мудрость: "ибо при благосостоянии его и вам будет мир".

 

День, в который Лютер прибил тезисы к двери виттенбергской церкви, напоминает нам о целях Реформации, чтобы мы снова осознавали их.
Сначала нам указывает на возглас, которым и Иоанн Креститель, и сам Иисус призывали народ к покаянию: Покайтесь, ибо ериблизилось Царство Небесное!
Кто хочет следовать за Иисусом, тот должен повернуть всю свою жизнь в новую сторону, оформить ее по-новому не своими силами, а с помощью Божьей силы. Для нас, протестантов, это означает и то, чтобы мы больше не презирали наших братьев и сестёр из других конфессий, а вступали с ними в разговор.
В день Реформации мы должны помнить и о том, что Мартин Лютер никогда не хотел разделить Церковь. Опубликование тезисов (на латинском языке, так что лишь ученые люди могли их читать) было задумано как начало диспута, дискуссии ученых. При этом речь сперва шла лишь о тогровле индульгенциями. Лютер хотел выявить истину Евангелия. Это должно быть и нашей целью.
Литургический цвет дня Реформации - красный как цвет Святого Духа (см. Пятидесятница), но и как цвет крови мучеников, казненных на кострах и в пыточных инквизиции и в некоторых странах мира до сих пор убиваемых государственными органами за стремление быть верными Божьему Слову.
День Реформации обозначает цезуру в истории христианской Церкви - не уникальную, но всё же возымевшую тяжелые последствия. В наши дни вряд ли стоит использовать этот день для подчеркивания схизмы между церквями. Нет, главное в этот день - отдавать себе отчет в том, что Бог оправдывает нас не по делам, а по вере одной. Ведь именно это и было главным для Мартина Лютера.
Однако признал ли бы Лютер веру, которая вообще никак внешне не проявляется?

Когда наступит Царство Божье? Ответ Иисуса в тексте из Евангелия таинственен: нельзя "наблюдать" его пришествие - ибо оно (уже?) "посреди вас" (другой перевод: "внутрь вас"). Многие экзегеты толкуют это так: в делах Иисуса уже здесь и сейчас проявляется близость Царства Божьего - значит, "в Нём" оно уже грядёт. "Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения". Однако текст из Евангелия также не оставляет сомнений в том, что это еще сокрыто, что Царству Божьему в открытом, завершенном облике еще предстоит явиться. Другие чтения на это воскресенье больше занимаются индивидуальными аспектами: ветхозаветное чтение Иов 14:1-6 сравнивает человеческую жизнь с цветком и тенью, указывая таким образом на ее конечность и тленность. Чтение из послания, вырванное из контекста аргументации о "слабых" и "сильных", выражает христианскую надежду по отношению к смерти: "живём ли или умираем - всегда Господни".

 

Другие оттенки затрагивает вступительный псалом 49. Здесь больше проявляется спасительный, освободительный аспект Последнего Суда: "с Сиона, который есть верх красоты, является Бог".
Таким образом, настроение этого воскресенья колеблется между надеждой и отчаянием, и стих на неделю еле связывает всё это вместе. Молитвы тоже сосредоточены больше на нашей ответственности перед Богом, возможно, имея в виду и "народный день скорби", который отмечается в Германии в этот день.

В рамках "декады мира" можно отмечать предпосленее воскресенье церковного года и как "воскресенье мира". Тогда чтения:
Михей 4:1-4
1 Тимофею 2:1-4 (или Филиппийцам 4:6-9)
Матфей 5:1-10 (11-12) (или Матфей 16:1-4 или Иоанн 14:27-31а).

"Возможно, она еще принесёт плода" - притча о смоковнице в Евангелии от Луки содержит остаток надежды для этого неблагодарного растения. Как это понимается, показывает первая часть чтения - поэтому опускать ее ни в коем случае не рекомендуется: "если не покаетесь, все так же погибнете".
Похожим образом это формулирует и Павел в тексте из послания, где жёстко осуждает "упорство и нераскаянное сердце", говоря "не разумеешь ли ты, что благость Божия ведёт тебя к покаянию?"
Что такое это покаяние - конкретику приводит текст из Ветхого Завета. Жёсткая критика культа, звучащая в этом, указывает одновременно на то, что такое "покаяние" не может ограничиваться литургическими и духовными стараниями. "Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову".

С первых времен Церкви существуют дни покаяния и молитвы, которые отмечались постом и совместной молитвой - часто по актуальным поводам: в лице бед и угроз всё население призывалось к покаянию и молитве. В римско-католической церкви в некоторых местах сохранился обычай поститься по средам и пятницам (хотя бы в постные времена). Среда считается тем днем, когда Иисус был предан, а в пятницу Он был распят. Из этих дней возникли большие посты перед большими праздниками. У нас сохранились лишь адвент и Великий Пост перед Пасхой.

Протестантская Церковь переняла практику дней покаяния, введя еженедельные дни покаяния и молитвы по вторникам. Такие дни (с богослужением на весь день) не пользовались особой популярностью, так что в эпоху просвещения было легко сократить эту практику среди протестантов до минимума. Теперь у нас в качестве церковного дня покаяния и молитвы сохранился лишь день в середине предпоследней недели церковного года. Однако общины могут свободно отмечать свои собственные дни молитвы.
На богослужении поётся литания, и не поётся "Аллилуйя".
Литургический цвет всех дней покаяния и молитвы - фиолетовый.

Перикопы воскресенья вечности глядят в будущее, находящееся за пределами наших представления.
Чтение из послания (Откровение 21:1-7) сильный текст с мощными образами. Наконец всякое страдание, всякая разлука закончены: новый Иерусалим спускается на землю, Бог ставит свою скинию у людей. Вряд ли можно найти еще более жгучее, мощное, ликующее описание конца - если только не мерить по ветхозаветному чтению, чьи образы, возможно, еще ближе к жизни и поэтому еще более трогают нас: "Не будут трудиться напрасно и рождать детей на раннюю смерть..." И здесь в великую перемену, в всеобъемлющее примирение вовлекается всё творение: "волк и ягнёнок будут пастись вметсе, и лев, как вол, будет есть солому..."
А вот чтение из Евангелия - притча о девах - привносит во все это ликование более серьезные тоны. Намечается большой праздник - было бы глупо пропустить его из-за собственной инертности, нежелания знать, упётрости и недальновидности. Стих на недели хорошо подводит из этого итоги с помощью двух образов.

Последнее воскресенье церковного года можно отмечать двумя образами: как воскресенье вечности или как день поминовения усопших. Вполне возможна и комбинация того и другого. Евангелическая богослужебная книга предполагает отдельное дополнительное раннее или вечернее богослужение для поминовения усопших в тех общинах, в которых это принято.
Поминовение усопших членов общины существовало с самого начала христианства. Но когда дни памяти мучеников и великих людей начали вытеснять память о неизвестных, то для них был установлен особый день (на востоке в 4 веке, на западе в 7 веке), из которого развился День Всех Святых.
Такой день протестантская Церковь отергла, так как почитание святых, как оно практиковалось в эпоху Реформации, не соответствовало Священному Писанию: святым молились, и их просили о заступничестве, им приписывали функции защитников и посредников, что ни требуется, ни описывается в Священном писании. Однако память о святых осталась разрешенной и даже рекомеднуемой. Эпоха Просвещения не знала, что делать с таким днём, и его праздновали все меньше. Вместо него король Фридрих Вильгельм III приказом от 17.11.1816 ввел в Пруссии день памяти мёртвых (усопших), и другие церкви быстро перенимали его, так как община не допустила бы, чтобы поминовение мёртвых (и падших на войне) совсем исчезло из богослужебной жизни.

В принципе, день поминовения усопших можно отметить в любой день. На такой день существуют отдельные перикопы и молитвы.
Напрашивается, в т.ч. и на основе традиции, именно последнее воскресенье церковного года. Понятно, что его чтения тоже очень уместны для того, чтобы поднять ожидания, сетования, страхи, надежды и вопросы, связанные с воскресеньем поминовения усопших.
Можно представить себе и проведение этого дня в День Всех Святых, 1 ноября.
Смысл дня поминовения усопших в том, что мы остаёмся связанными с умершими в одной общине верующих. Возможно прочтение списка всех прихожан, умерших за прошедший год, но оно не должно быть центром богослужения, а совершаться как последствие вести о том, что мы все имеем вечную жизнь во Христе. Подходящий момент для него - это, например, после проповеди и до просительных моливт, в которых еще особо упомянутся родные. Литургический цвет дня поминовения усопших, если устроить его среди недели - чёрный (или отсутствие парамента). Но если отмечать этот день в воскресенье, то используется цвет, соответствующий церковному году (в случае последнего дня церковного года - зеленый) или же белый как знак того, что Христос, имеющий власть над смертью, знает всех усопших и ведёт их к жизни.