Календарь на месяц

Предыдушее воскресенье было посвящено крещению Иисуса, т.е. Его "введению в должность" или, лучше сказать" Его "призванию к служению". И уже в это, второе воскресенье, на первый плань выдвигается его деятельность "Подателя радости". Это связано не столько с тем, что люди, выбравшие чтения, посчитали жизнерадостность самым важным, сколько с тем, что в Евангелии от Иоанна открытыми словами говорится, что чудо на свадьбе в Кане было первым чудом Иисуса. Таким образом оно представляет собой начало и торжественное открытие Его деятельности, откровение Его славы (см. Богоявление), полноты власти Сына Божьего.
Ветхозаветное чтение находится в несколько напряженном отношении к этой теме. Моисею можно всего лишь смотреть "в спину" Божьей славы; Бог милостиво запрещает ему увидеть Его лицо непосредственно.
Молитвы акцентуируют мотив превращения: недостатка в полноту, скорби в радость, ссоры в мир. Лозунг на неделю предлагает провести (неоднозначную) параллель между превращением воды в вино и соотношением Закона и Евангелия.
Мотив радости, традиционно связанный с образами вина, виноградной лозы, свадьбы, должен звучать и в хоралах.
Он затрагивается и в Послании, в котором, однако, главная тема - Закон Христов.
В следующие воскресенья тоже говорится преимущественно о чудесах Иисуса, и они показывают Его каждый раз в другом свете, а в конечном итоге - как Хозяина всего творения.

 

В тот час под Дамаском произошло нечто имеющее уникальное знаяение для христианской Церкви: Савл, фарисей, безупречный по Закону, преследовавший христианскую общину среди иудеев - он получает призвание и становится апостолом язычников, возвещающим Евангелие.
Апостол Павел родился как Савл в иудейской семье в г. Тарсе на юго-востоке Малой Азии. Он имел римское гражданство. Его воспитали строго в вере отцов. Ветоятнее всего, его родители пользовались греческом переводом Ветхого Завета, Септуагинтой (=LXX), так как греческий был повсеместным обиходным языком, и Павел всегда цитирует Писание по LXX Особенно его привлекал фарисеизм, так что он еще в юности пришел в Иерусалим и учился у знаменитого Гамалиила. Он научился раввинскому искусству толкования Писания, занимался Писанием на языке оригинала, древрееврейском, и к тому же выучил арамейский, язык Иисуса.
Должно быть, при земной жизни Иисуса Павел уже услышал о Нем как о великом чудотворце и целителе, но его никак внутренне не тронула христианская весть.  Как он относился к растущей христианской общине, мы знаем из рассказа о смерти Стефана: Савл одобрял его казнь. (Деяния 8:1)
Павел хотел сохранить в чистоте учение и предание Божьего народа. Поэтому он отправился в Дамаск, снабженный полномочием от синедриона, чтобы арестовать христиан и привести их в Иерусалим на допрос. Но когда Павел по пути встретил Господа в видении, он ослеп. Анания, христианин из Дамаска, исцелил Павла от слепоты, возложив на негоруки. Правда, Анания сделал это не из любви к Павлу, а из любви к Господу, требующему этот поступок от него. О Павле он многое знал из рассказов других и боялся его (Деяния 9:1-18).
На примере Павла мы видим, насколько конкретно и с какой властью Бог может вмешиваться в жизнь этого мира. Самому большому гонителю Он не дал погибнуть, а сделал из него борца за Евангелия среди народов.

 

Иди туда! Иди туда" Так же, как римский офицер отдает команды своим солдатам, так у Сына Божьего есть власть над силами болезни и смерти. К знамению превращения добавляется знамение исцеления. И в исцелениях тоже - именно в них! - открывается слава Сына Божьего.
Кроме того, тексты этого воскресенья показывают нам внимание Иисуса к язычникам, не-иудеям. Тексты для проповеди в этот день исключительно близки к теме, хотя ветхозаветный текст, конечно, не может говорить об Иисусе. Но и этот текст говорит о том, как Бог обращает внимание на язычников.
В чтении из Послания Павел говорит об оправдании иудеев и язычников по вере и этим формулирует то высказывание, что стало ключевой точкой теологического мышления для Лютера и для реформации.

 

В четвёртое воскресенье после Богоявления в центр ставится еще одно чудо Иисуса, в котором открывается власть над силами природы. Сын Божий - Господин творения, в том числе и его грозных, смертельных аспектов. В усмирении бури Иисусом открывается еще один аспект Его славы - так что этот текст из Евангелия - тоже текст к Богоявлению.  Ноев потоп, слова Бога через пророков - всё это показывает нам, что Бог легко может изменить ход миров. Но если Потоп служил для того, чтобы заново начать "эксперимент" с человечеством, то другие рассказы направлены скорее на то, что человек должен измениться, чтобы отвратить такие катастрофы. В истории об усмирении бури Иисус упрекает учеников в маловерии. Пророк советует израильскому народу бояться Бога, а не людей, власть которых очень ограничена. Чтения из посланий направлены в ту же сторону.
Молитвы тоже обращаются к Богу как к повелителю над стихиями.

 

Через сорок дней после рождения Господа христианская Церковь отмечает день Его посвящения в храме (как первенца, Лука 2:22-24). С 8 века общины совершали в этот день большие процессии со свечами. В римско-католической Церкви в этот день также освящают свечи.
Протестантская Церковь переняла этот день, потому что дата засвидетельствована в Евангелии и потому, что из этого дня тоже явствует, что Иисус с самого рождения был человеком, подчиненным Закону.
Рассказ о сретении связан с пророческими словами, которые произносят старица Анна и старец Симеон (см. 1 воскресенье после Рождества).
Симеон видит, что во встрече с Младенцем исполнилось обетование Бога, данное ему лично - что он не умрёт, пока не увидит Спасителя. Он славит Бога за то, что увидел свет язычников, уготованный Богом в славу израильского народа. Он предугадывает путь спасения через великую жертву Иисуса и поэтому пророчествует молодой матери: и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лука 2:35); он знает, что Иисус вызовет большого протеста в Своем народе Израиле.
Анна - сама пророчица и уже давно не отходила от храма, где она служила Господу молитвой и постом. Она тоже видит в Младенце "спасение Иерусалима" и говорит об этом народу (Лука 2:36-40).
Этот день предоставляет нам, протестантским христианам, возможность задуматься о месте Марии в тех событиях, которые Бог производит с людьми. Она - не просто женщина среди многих; она избрана быть матерью Сына Божьего, так что уже очень рано ей были приданы титулы "Богоматерь" и "Богородица". Мы следаем правильно, почитая ее пмаять и не забывая о ней из страха перед неправильным человекопоклонством. Само Евангелие напоминает нам о ней, в том числе именно стоящей под Крестом, где Господь поручает любимому ученику заботу о ней.
Литургический цвет Сретения - белый, так как это праздник в честь Христа.

 

Последнее воскресенье после Богоявления выделяется уже тем, что оно отмечается всегда, в то время как все другие проприи времени Богоявления до него могут выпадать в зависимости от длительности времени Богоявления. Однако еще важнее - тема этого воскресенья. Она создает связь с традициями других церквей, празднующих преображение Иисуса в день Богоявления. Римско-католическая же Церковь празднует это событие 6 августа (см. там). Вероятно, этот праздник возник в связи с освящением церкви на горе Фаворе, где, по преданию, преображение имело место.
В Своем преображении Иисус, еще проживая на земле, на короткое время открывается Своим ученикам как Сын Божий в Своей славе. Это единственный раз, когда ученики через Иисуса физически ощущают близость небес, становясь свидетелями явлений на горе. Это переживание восхищает их так, что они хотят отсаваться там. Но рассказ заканчивается тем, что путь ведет обратно в этот мир, в котором ученики хоть и получили надежду, но все же подвергаются нужде и бедам. Предстоит трудный, болезненный путь в Иерусалим. Таким образом, последнее воскресенье после Богоявления проводит связь между славой Сына Божьего и Его смертью, в которой Он искупил человечества не пользуясь Своим статусом Божьего Сына, а жертвуя Собой как человек.
Этот рассказ из Евангелия (Мф 17:1-9) - одно из центральных новозаветных повествований об откровениях, так что к нему вполне подходит текст из книги Исхода 3:1-10(11-14), в котором Бог открывает Моисею Свое имя. Свет во тьме светит - Апостол Павел во 2 послании к Коринфянам говорит о том, чтобы жить и страдать вместе с Иисусом. Таким образом совершается переход от времени Богоявления к великому Посту.
И все же литургический цвет этого дня - белый. Он перед долгим путем по Страстному времени уже направляет наш взгляд к Пасхе.