Календарь на месяц

Название этого воскресенья ("молитесь!") произошло от обычая ходить по полям и молиться о хорошем урожае. Эти молитвенные шествия были введены в 4 веке в Риме, чтобы вытеснить языческие шествия по полям. Они начинались в воскресенье Rogate и продолжались неделю.
В евангелической Церкви оно также является воскресеньем, посвященным миссионерской работе. С него начинается неделя пожертвований за миссию.
Тема молитвы разнообразно освещается в перикопах. Чтение из Евангелия подбадривает нас к просительной молитве и даёт обетование, что Отец услышит наши прошения. Псалом славит Бога за внимание к нашим молитвам. Из Ветхого Завета читается сильная история о ходатайстве Моисея, которое смогло отвернуть гнев Бога от народа. Те же темы повторяются и в собственно молитвах этого дня.

 

В ранней Церкви празднование вознесения Иисуса на небеса было тесно связано с праздником Пасхи. О праздновании Вознесения Христова как самостоятельного праздника через сорок дней после Пасхи (в соответствии с повествованием Луки) свидетельствуют лишь документы от 4 века - например, одна проповедь Златоуста 386 года и рассказ одной паломницы о Иерусалиме - но этот праздник скоро стал очень популярным; его отмечали процессиями, и символически поднимали статую Христа.
Протестантская Церковь переняла праздник и отчасти - образное представление. С наступлением эпохи Просвещения этот праздник был под угрозой, но не был отменен, разве что перенесен на воскресенье Exaudi.

Весть праздника Вознесения говорит о прощании, но и о близости - Иисус уходит из узкого круга учеников, чтобы быть близко всем людям, сидя одесную Бога.
Этот день - день воцарения Господа и установления Его власти над небом и землёй.

Текст из послания (Деяния 1:3-4(5-7)8-11) и из Евангелия от Луки рассказывают одну и ту же историю (написанную одним и тем же автором!), но всё же с разными важными нюансами.
Ветхозаветный текст об освящении Храма Соломоном слабо вписывается в этот контекст - вероятно, он был выбран ради слов в молитве царя: "небо и небо небес не вмещают Тебя".

Слово Иисуса "восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Иоанна 20:17б) теперь исполнилось. Он, Воскресший, наполняет Своей властью небо и зелмю, объемлет всё видимое и невидимое. Вознесение Христово - праздник воцарения Христа. Он начинает царствовать по правую руку Бога. Он одновременно присуствтует посреди Своей Церкви, которой отдает Себя в хлебе и вине, и в то же время вселенная не вместит Его.
Но этот день обретает свое полное значение лишь тогда, когда мы учитываем обетование из Деяний 1:11б - "Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо". Мы не смотрим вслед уходящему Иисусу, мы можем и должны смотреть вперед на грядущего Иисуса!  
На богослужении после чтения рассказа о вознесении гасят пасхальную встречу, которая была символом пристутствия Воскресшего среди людей. Ученики остаются в своих домах в смущении, не зная, что будет. Они ждут Духа, обещанного им; это ожидание высказывается в молитвах этого дня и следующего воскресенья Exaudi. Еще 10 дней, и это обещание исполнится.
Литургический цвет по-прежнему белый, цвет света.
Этот четверг представляет собой переломный момент в пасхальном времени, но не его конец. С него начинается время неуверенности, так как теперь Господь ушел, действительно вознесён от учеников, а только в Пятидесятницу снова будет близок в виде Святого Духа. Даже зная о Пятидесятнице и в принципе всегда живя во время Пятитесятницы, мы вполне можем представить себе чувство этой отдаленности от Бога - ведь и сам Иисус пережил за нас эту отдаленность на Кресте. Однако это не уместно в сам день Вознесения, так как этот день - воцарение Иисуса и великий праздник.

 

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона: Exaudi, Domine, vocem meam, qua clamavi ad te; miserere mei, et exaudi me! (Ps 26:7 "Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне").
"Когда же придет Утешитель, Он будет свидетельствовать о Мне" - и в Утешителе ученики Иисуса нуждаются. В этом отрывке из прощальных речей Иисуса, который является чтением из Евангелия на этот день, говорится и об отвержении людьми, и о гонениях, даже о смерти.
Это воскресенье уже направлено к Пятидесятнице - оно подчеркивает прощание, но еще более - положение ожидания, в котором находится община.  
Воскресенье Exaudi отражает то напряжение, в котором находились ученики, когда их Господь вознесса на небеса. Они знают об обещании Духа, но еще не испытали Его. Они живут в почти непереносимом напряжении, так как прошлое уже не имеет значения, а будущее еще не имеет силы. Кажется, настоящее, в котором они бессильны, связывает их.
В этом напряжении звучит речь Иисуса, напоминание о том, что Он обещает Своего Духа; звучит чтение из Послания о любви Христа, превосходящей всякое познание, и очень близкий к ним ветхозаветный текст из пророка Иеремии, в котором Бог уже обещает заключение нового завета с народом, который будет записан в сердцах.

 

Пятидесятница восходит к иудейскому календарю праздников, где она была сначала праздником приношения первоплодов (Исход 23:16). Позже она занывается "праздником седьмиц" (Исход 34:22) и (вероятно, лишь с межзаветного времени) празднуется через пятьдесят дней после Пасхи (Деяния 2:1).
Церковь уже рано отмечала этот праздник, через пятьдесят дней после Пасхи, как завершение пасхального времени.
С четвертого века этот праздник становится все более самостоятельным днем памяти излияния Святого Духа. Скоро добавилась всенощная, на которой тоже, как до того только на Пасху, крестили.
Одно время этот праздник длился восемь дней (октава), а позже был сокращен до четырех или трех дней.
Протестантская церковь переняла этот праздник, но без всенощной. Он остался особо важным праздником до сих пор.

Повествование о событиях, которые мы празднуем, на этот день находится не в Евангелии, а в Деяниях 2:1-18, и читается как чтение из послания. Рассказ полон странностей. Шум в воздухе и огненные языки ознаменовывают пришествие Духа - участвуют воздух и огонь, две из четырёх стихий. Позже еще добавляется вода: три тысячи человек принимают крещение. Где же четвёртая стихия, земля? Возможно, ее представляют те многочисленные, непроизносимые края мира, перечисленные в 9-11 стихах?
Ветхозаветное чтение (Числа 11:1-12.14-17) рассказывает очень приземлённую пятидесятническую историю. Тут речь идет о регрессии народа ("как нянька носит ребенка", ст. 12), о депрессии Моисея ("то лучше умертви меня") и, наконец, о "демократизации" Божьего Духа: Он берётся от Моисея и распределяется среди старейшин.
Чтение из Евангелия, напротив, говорит о великом и неопределяемом, о том, что Утешитель, Дух Святой, "научит вас всему и напомнит вам всё".

Литургический цвет Пятидесятинцы - красный, цвет огня Святого Духа.

 

 

В воскресенье после Пятидесятницы евангелическая и католическая Церкви отмечают день Святой Троицы. Этот день входит в группу праздников, не привязанных ни к какому определенному событию из истории Спасения, а посвященных теме христианской веры. Еще в Древней Церкви была потребность в том, чтобы праздновать эту тайну веры - триединство Бога. Это было тесно связано со спорами о божественности Христа и борьбой с арианством.
Литургическое оформление веры в Троицу и особый праздник возникли, вероятнее всего, в бенедиктинских монастырях. В 1334 году Папа Иоанн XII ввел этот праздник официально для всей церкви. Реформаторы его сохранили. Время празднования позволяет понять этот день, как итог событий истории Спасения, которым посвящены великие праздники церковного года. Он как бы проводит догматическую черту под Рождеством (деяние Отца), Пасхой (деяние Сына) и Пятидесятницей (деяние Духа).

Не все тексты для проповеди явно выражают триединства Бога, так как его догматическое оформление произошло уже после написания всех книг Библии. Лишь троичные формулы (такие как "во имя Отца и Сына и Святого Духа) встречаются уже в Новом Завете.
Чтение из Евангелия от Иоанна 3:1-8(9-15) рассказывает о ночном посещении Иисуса Никодимом. В разговоре между ними речь идёт, в принципе, о пятидесятнической теме: "если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие". Послание к Римлянам 11:(32)33-36 прославляет неисследимую глубину Бога. Ветхозаветное чтение (Исаия 6:1-13) рассказывает о видении пророка Исаии в храме, где серафимы поют Трисвятое - исповедуют святость и славу Бога, перед которой всё сотворённое - и человек тоже - обращается в ничто (ст. 5).

Литургический цвет Троицы - белый

 

После Троицы начинается длинная череда - от 20 до 24 в зависимости от даты Пасхи - воскресений "после Троицы", просто пронумерованных и не являющихся особыми праздниками - разве что в том смысле, что любое воскресенье является маленькой Пасхой. Каждое из этих воскресений посвящено определенной теме, над которыми всегда стоит общая тема новой жизни, дарованной нам через Пасху.

В некоторых списках тема первого воскресенья после Троицы определяется как "апостолы и пророки". Однако официальное дополнение к агенде возводит в ранг темы чтение из Евангелие - рассказ о богаче и Лазаре.
Этот рассказ многогранен, и пророкам в нём отводится очень даже высокое место. Если кто-то не покаялся под влиянием Моисея и пророков, то и человек, вернувшийся с того света, не расшевелит его. Другая грань - единство любви к Богу и любви к ближнему - подхватывается в чтении из Послания: "И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего".
Теме "Моисея и пророков" (но не апостолов) соответствует ветхозаветное чтение, "Шма Исраэль", основное вероисповедание Израиля. Вводный псалом также мощно говорит о спасительной силе Божьего Слова и Закона.
Стих на неделю выхватывает некий маленький аспект из того и другого. Молитвы объединяют обе грани.
Литургический цвет этого и всех последующих воскресений после Троицы - зелёный.