Календарь на месяц

Раб, только что освобожденный из ареста по долгам, немилосердно требует свой долг от другого раба: образы поведения, какие и в современном контексте легко найти, но которые исключают из Царства Божьего - и которые, надо добавить, делают недостоверной любую проповедь, если их практикуют церкви и христиане. Важное значение имеет прямо-таки абсурдное соотношение цифр: десять тысяч талантов (примерно по 30 кг) серебра против ста серебряных монет! Тема этого воскресенья - прощение. И существует неразрывная связь между тем прощением, которое мы просим у Бога, и тем прощением, которое даём друг другу. Отпущение долгов есть служение Богу: этот вывод можно сделать, если читать текст из Евангелия в контексте ветхозаветного чтения. Невозможно успокаивать Бога, принося в жертву животных или даже людей. Он настаивает на изменении поведения: "О, человек! Сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим".  А павел пишет общине в Филиппах: "молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала..."
Пусть на этом богослужении последнее слово будет за анитфоном к вступительному 142 псалму: "Не суди раба Твоего, ибо не оправдается перед Тобой никто из живущих".

 

День, в который Лютер прибил тезисы к двери виттенбергской церкви, напоминает нам о целях Реформации, чтобы мы снова осознавали их.
Сначала нам указывает на возглас, которым и Иоанн Креститель, и сам Иисус призывали народ к покаянию: Покайтесь, ибо ериблизилось Царство Небесное!
Кто хочет следовать за Иисусом, тот должен повернуть всю свою жизнь в новую сторону, оформить ее по-новому не своими силами, а с помощью Божьей силы. Для нас, протестантов, это означает и то, чтобы мы больше не презирали наших братьев и сестёр из других конфессий, а вступали с ними в разговор.
В день Реформации мы должны помнить и о том, что Мартин Лютер никогда не хотел разделить Церковь. Опубликование тезисов (на латинском языке, так что лишь ученые люди могли их читать) было задумано как начало диспута, дискуссии ученых. При этом речь сперва шла лишь о тогровле индульгенциями. Лютер хотел выявить истину Евангелия. Это должно быть и нашей целью.
Литургический цвет дня Реформации - красный как цвет Святого Духа (см. Пятидесятница), но и как цвет крови мучеников, казненных на кострах и в пыточных инквизиции и в некоторых странах мира до сих пор убиваемых государственными органами за стремление быть верными Божьему Слову.
День Реформации обозначает цезуру в истории христианской Церкви - не уникальную, но всё же возымевшую тяжелые последствия. В наши дни вряд ли стоит использовать этот день для подчеркивания схизмы между церквями. Нет, главное в этот день - отдавать себе отчет в том, что Бог оправдывает нас не по делам, а по вере одной. Ведь именно это и было главным для Мартина Лютера.
Однако признал ли бы Лютер веру, которая вообще никак внешне не проявляется?

"Отдавайте кесарево кесарю" - это звучит как "всякая душа ба будет покорна высшим властям" из послания ап. Павла к Римлянам, из четвертого ряда текстов для проповеди. Но все же тут видно, что власть "кесаря" явно ограничивается: правителю деньги - но Богу послушание! В любом случае это воскресенье с его чтением из Евангелия дает повод благодарить Бога за общественный порядок, который защищает жизнь. Послание показывает, что этот порядок - не из последних, а всего лишь из предпоследних вещей: "наше же жительство (в греческом politeuma) - на небесах".
Ветхозаветное чтение о том, как Авраам просит за Содом, показывает, что в этом взаимоотношении могут появляться очень даже серьезные трения. Но оно ясно показывает и задачу верующих в таких критических (греч. krisis - суд) ситуациях - ходатайствовать перед Богом о спасении "города".
Стих на неделю, являющийся одновременно антифором к ступительному псалму, не дает нам забыть, что стоит над этим всем как последнее слово.
Так как 23 воскресенье после Троицы встречаетс сравнительно редко, тексты его чтений можно поменять с 20-м.

 

Когда наступит Царство Божье? Ответ Иисуса в тексте из Евангелия таинственен: нельзя "наблюдать" его пришествие - ибо оно (уже?) "посреди вас" (другой перевод: "внутрь вас"). Многие экзегеты толкуют это так: в делах Иисуса уже здесь и сейчас проявляется близость Царства Божьего - значит, "в Нём" оно уже грядёт. "Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения". Однако текст из Евангелия также не оставляет сомнений в том, что это еще сокрыто, что Царству Божьему в открытом, завершенном облике еще предстоит явиться. Другие чтения на это воскресенье больше занимаются индивидуальными аспектами: ветхозаветное чтение Иов 14:1-6 сравнивает человеческую жизнь с цветком и тенью, указывая таким образом на ее конечность и тленность. Чтение из послания, вырванное из контекста аргументации о "слабых" и "сильных", выражает христианскую надежду по отношению к смерти: "живём ли или умираем - всегда Господни".

 

Другие оттенки затрагивает вступительный псалом 49. Здесь больше проявляется спасительный, освободительный аспект Последнего Суда: "с Сиона, который есть верх красоты, является Бог".
Таким образом, настроение этого воскресенья колеблется между надеждой и отчаянием, и стих на неделю еле связывает всё это вместе. Молитвы тоже сосредоточены больше на нашей ответственности перед Богом, возможно, имея в виду и "народный день скорби", который отмечается в Германии в этот день.

В рамках "декады мира" можно отмечать предпосленее воскресенье церковного года и как "воскресенье мира". Тогда чтения:
Михей 4:1-4
1 Тимофею 2:1-4 (или Филиппийцам 4:6-9)
Матфей 5:1-10 (11-12) (или Матфей 16:1-4 или Иоанн 14:27-31а).

"Возможно, она еще принесёт плода" - притча о смоковнице в Евангелии от Луки содержит остаток надежды для этого неблагодарного растения. Как это понимается, показывает первая часть чтения - поэтому опускать ее ни в коем случае не рекомендуется: "если не покаетесь, все так же погибнете".
Похожим образом это формулирует и Павел в тексте из послания, где жёстко осуждает "упорство и нераскаянное сердце", говоря "не разумеешь ли ты, что благость Божия ведёт тебя к покаянию?"
Что такое это покаяние - конкретику приводит текст из Ветхого Завета. Жёсткая критика культа, звучащая в этом, указывает одновременно на то, что такое "покаяние" не может ограничиваться литургическими и духовными стараниями. "Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову".

С первых времен Церкви существуют дни покаяния и молитвы, которые отмечались постом и совместной молитвой - часто по актуальным поводам: в лице бед и угроз всё население призывалось к покаянию и молитве. В римско-католической церкви в некоторых местах сохранился обычай поститься по средам и пятницам (хотя бы в постные времена). Среда считается тем днем, когда Иисус был предан, а в пятницу Он был распят. Из этих дней возникли большие посты перед большими праздниками. У нас сохранились лишь адвент и Великий Пост перед Пасхой.

Протестантская Церковь переняла практику дней покаяния, введя еженедельные дни покаяния и молитвы по вторникам. Такие дни (с богослужением на весь день) не пользовались особой популярностью, так что в эпоху просвещения было легко сократить эту практику среди протестантов до минимума. Теперь у нас в качестве церковного дня покаяния и молитвы сохранился лишь день в середине предпоследней недели церковного года. Однако общины могут свободно отмечать свои собственные дни молитвы.
На богослужении поётся литания, и не поётся "Аллилуйя".
Литургический цвет всех дней покаяния и молитвы - фиолетовый.