Лютеранство

Лютеранство — исторически первое протестантское течение в христианстве. Возникло в результате реформаторского движения в Германии в 16 веке.

Мартин Лютер в своих знаменитых 95 тезисах призывал к ученому диспуту для критического обсуждения богословского обоснования и церковной практики индульгенций в Католической Церкви. Однако, диспут теологов и обсуждение вопросов, поставленных Лютером, переросли во всеобщее обсуждение злоупотреблений в Церкви, в результате чего произошли изменения в политической и общественной жизни тогдашнего общества. Процесс обновления уже существующей Церкви привел к образованию новой, которая, вопреки воле Лютера, в своем названии увековечила его имя, оставшись, однако, прежде всего, евангелической, основанной на Слове Божием — Евангелии.
Лютеранское вероисповедание получило широкое распространение, как в Европе, так и в прочих частях света. В настоящее время Лютеранская Церковь является национальной или государственной Церковью в Швеции (92% населения), Норвегии (93% населения), Дании (95% населения). Лютеранство исповедуется абсолютным большинством верующих Финляндии (90,6%), Эстонии (80%), Латвии (60%). В ФРГ лютеранство исповедует примерно 50% верующих христиан, в особенности в северных землях. В США среди прочих конфессий лютеранство по численности прихожан занимает третье место.
Основой вероучения Евангелическо-Лютеранской Церкви является Священное Писание Ветхого и Нового Завета, а также Символы веры Ранней Церкви. К созданным после Реформации вероисповедным писаниям относятся Аугсбургское Исповедание 1530 г., Малый и Большой Катехизисы Лютера, Шмалькальденские Артикулы и ряд других документов. Основные положения вероисповедания: sola fide («только вера»), sola gratia («только благодать»), sola Scriptura («только Писание») и solus Сhristus («только Христос»). Это означает, что христианин получает спасение только через веру в Иисуса Христа, по милости Божией, о чем свидетельствует Св. Писание.
В Евангелическо-Лютеранской Церкви приняты два таинства — Крещение и Причастие.
Церкви евангелическо-лютеранского вероисповедания отличаются разнообразием традиций и практик. В некоторых странах монашество развито в формах, отличных от православной или католической традиции — есть особые учреждения для женщин, желающих служить Господу и людям, живя в сообществе с единомышленницами и подчинив свою жизнь определенному распорядку. Например, женские монастыри в Германии, мужские монастыри в Швеции, или диаконические сестринства в разных странах мира. Для поминовения усопших (помимо обычных молитв на богослужении) в церковном календаре предусмотрено специальное богослужение в последний день церковного года.
Богослужения сопровождаются органной музыкой, пением прихожан и общинного хора. Литургическое облачения пасторов различны, их ношение регламентируется Уставом.
Лютеранские общины есть практически во всех частях света. Общее число лютеран в мире, по данным Всемирной Лютеранской Федерации, около 70 миллионов человек. Формально крупнейшим церковным объединением в настоящее время является Евангелическая Церковь Германии, членами которой являются как лютеранские, так и реформатские общины (около 12 млн. членов), однако численность лютеран в Германии снижается (в особенности на территории бывшей ГДР). Лютеранская Церковь Швеции насчитывает примерно 7 млн. человек. Наиболее динамично развивающимися являются Лютеранские Церкви на африканском континенте. В частности, Эфиопская Лютеранская Церковь насчитывает 4,3 мл. человек, Евангелическая Лютеранская Церковь Танзании — более 3,5 млн., Евангелическая Лютеранская Церковь Конго — 2 млн. человек.
Место в современном российском обществе.
Общая численность лютеран в России — около 300 000 человек. Национальный состав общин многообразен. Хотя исторически членами общин были в основном немцы, эстонцы, латыши, финны и шведы. На протяжении последнего десятилетия численность общин претерпела существенные изменения — от почти миллиона прихожан в годы возрождения церковных структур в конце 80 -х г.г. 20 века, до уменьшения количества прихожан в настоящее время примерно на треть в связи с выездом многих из них в другие государства.
Принципы отношения к государственной власти.
Церковь отделена от государства. Устройство того и другого в корне отлично. Общественное служение, гражданские права и обязанности независимы от вероисповедания. Однако, во многих областях Церковь и государство сосуществуют и сотрудничают, например — в социальной, образовательной, сфере здравоохранения, устройства и попечения кладбищ и т.п. (например, в Германии существует церковный налог, который платят члены Церкви государству, а оно использует этот налог для содержания Церкви). Следовательно, некоторые совместные «поля деятельности» могут представлять собой определенные институты, существование которых регламентируется как государственными законами, так и церковными уставами.
В лютеранстве принята концепция учения о двух царствах, истоки которой восходят к учению Августина Блаженного. Согласно ему, христиане живут в странах с определенным государственным устройством, и они также члены Церкви Христовой, оправданные по вере. В духовном царстве они лишь пассивно принимают благодать Божию. В земном же — активно трудятся во имя Божие. Христиане призваны жить в обоих пределах, будучи «в мире, но не от мира». Богу принадлежит полная власть над всем творением — Церковью и государством, верующим и неверующим, духовным и мирским. Евангелие не является источником законов государства, но заповедует верующим повиновение существующим законам, независимо от того, были ли они изданы христианами, или нет. И в этом повиновении должна проявляться любовь.
Взгляд на актуальные проблемы общественной жизни.
Каждая Евангелическо-Лютеранская Церковь принимает свою социальную концепцию, которая содержит как ряд общих со всеми положений относительно диаконического служения, работы с детьми и молодежью, женской работы, душепопечительства, окормления верующих в местах заключения, армии, лечебных учреждениях, способов отстаивания гражданских прав, защиты окружающей среды, цензуре на телевидении и в интернете, развитию научных экспериментов, эвтаназии, работе с людьми, больными алкоголизмом и наркоманией, людьми с синдромом ВИЧ и т.п., так и ряд индивидуальных, отражающих традицию той или иной Церкви, положений. Основные отличия содержатся в вопросах позиции Церквей к смертной казни, абортам, гомосексуальным отношениям, служению женщин в церкви.
Церкви в России придерживаются разных взглядов на служение женщин, однако по остальным вопросам сходны в своих социальных позициях. Так, проводятся множество диаконических проектов, собираются средства на медицинскую помощь и реабилитацию для больных, проводятся беседы с женщинами и осуществляется духовная и материальная поддержка для них после того, как они решают оставить ребенка. Однозначно отрицается возможность освящения гомосексуального сожительства и благословение таких пар. В вопросе служения женщин позиции двух крупнейших Церквей в России выглядят следующим образом: Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии на территории России придерживается в своей современной практике служения строгих библейских принципов о невозможности такого служения, в то время, как Евангелическо-Лютеранская Церковь его принимает. Отнюдь не по причинам принятия «модных веяний с Запада» или излишнего «либерализма», но помня свою историю советского периода, когда в результате депортаций и репрессий не осталось не только пасторов и проповедников, но и мужчин в общинах, Церковь выжила и смогла восстановить в настоящее время свои структуры только благодаря женщинам, принявшим на себя нелегкое и смертельно опасное бремя руководства общинами. Таким образом, у вопроса о служении женщин в российских Церквях есть свои, совершенно отличные от других Церквей в других государствах, причины и условия.
Структура и литургические облачения.
В лютеранстве принято учение о священстве всех верующих. Однако в церковной структуре сохраняется три степени священства — диаконы, пасторы и епископы. Священнослужитель — пастор — после получения обязательного теологического образования, рукополагается (ординируется) епископом на служение в той общине, которая призвала его на служение. Пастор не является посредником между Богом и прихожанами. После ординации пастор получает право проповедовать и совершать таинства. Согласно сложившейся традиции, каждая Церковь принимает положение о литургическом облачении. Основными являются: черный талар (мантия) и белый шарф или воротник (беффхен), на улице- головной убор (баретта), альба (белая, отличная по покрою от талара), с поясом или без, к ней одевается стола — длинная полоса плотного материала, цвет которого соответствует периоду церковного года, или сочетаются все цвета. Она, вручаемая при ординации, означает иго Христово, которое отныне берет на себя священнослужитель. Талар и альба не предназначены для постоянного ношения или ношения на улице (за исключением погребения), это сугубо богослужебное одеяние. Также для чтецов, лекторов и помощников могут использоваться черные мантии без дополнений. С костюмом пасторы носят рубашку-коллар (белого, серого, голубого или черного цвета с воротником-стойкой и вставкой белого цвета), епископы носят красную или фиолетовую рубашку. Лютеррок (сюртук) носят пробсты (старшие пасторы) и епископы, с ним или с рубашкой-колларом надевается служебный крест. В некоторых Церквях Епископы носят митры, паллии и посохи с навершием особой формы, а во время богослужений епископы и пасторы поверх альбы надевают казулу — расшитую накидку цвета периода церковного года или универсальную. Пасторы могут носить служебный крест, если они получили специальное разрешение епископа. Как правило, это крест белого (для пасторов)или желтого (для епископов) металла, без фигуры Христа Распятого, с выгравированными символами и надписями или без таковых. Для ношения иных богослужебных облачений требуется решение церкви. Органами управления в общине являются совет и собрание общины. Решение о введении нового облачения должно быть принято собранием общины. Если это решение противоречит практике церкви в целом, епископ может наложить вето. Служение в общинах несут: канторы (руководители хора), органисты, чтецы (читают Св. Писание во время богослужения), лекторы (в общинах, где нет пастора или проповедника, благословленные пастором или епископом прихожане могут читать с кафедры проповедь, написанную пастором или епископом, и поддерживать порядок богослужения), проповедники, пасторы, в нескольких общинах — пробсты, в регионах — суперинтенденты или епископы, в нескольких регионах — архиепископ. Официальное обращение к пасторам в ЕЛЦ Ингрии — отец, в ЕЛЦ —  пастор, во всех церквях — Ваше преподобие, к епископу во всех церквях — Ваше Преосвященство, к архиепископу — Ваше Высокопреосвященство.

Система управления

Основой церковной структуры являются общины. Общины обладают большим объемом прав, но несут основную обязанность по финансированию работы Церкви, основой благосостояния которой являются пожертвования. Несколько общин могут быть объединены в пробство (округ), возглавляемое пробстом (старшим пастором, которого избирает синод пробства) несколько пробств — в церковь. Высшим законодательным органом является Синод (или Генеральный Синод). Архиепископ или епископ является главой церковной исполнительной власти. Органами исполнительной власти являются Консистория и подчиненное ей Церковное управление с входящими в его состав различными службами. Для управления большим регионом, состоящим из нескольких пробств, могут быть назначены суперинтенденты — пасторы, обладающие правами епископов.
Административно-территориальное устройство.
Не существует единой Церкви, объединяющей верующих евангелическо-лютеранского вероисповедания. Создано несколько общих структур, объединяющих лютеран по всему миру: Всемирная Лютеранская Федерация, Международный Совет, Конфессиональная Евангелическо-Лютеранская Конференция, с целью координации совместной деятельностии представления интересов лютеранских общин перед государственными органами и общественными организациями, представительствами мирового сообщества, на общем экуменическом уровне. Всего в мире насчитывается около 200 лютеранских Церквей.
Устав духовных дел иностранных исповеданий, включающий книгу об управлении духовных дел христиан протестантского исповедания, раздел Устав Евангелическо-Лютеранской Церкви, от 28.12.1832, был утвержден императором Николаем I, который, согласно этому Уставу, являлся главой Церкви. Революция 1917 года положила конец государственной церковности в России в отношении всех церквей. Евангелическо-Лютеранская Церковь лишь на Генеральном Синоде, проходившем с 21 по 24 июня 1924 года в Москве, смогла учредить новый Устав, который был утвержден Народным комиссариатом внутренних дел 09.04.1924.

В 1937 году последние пасторы в Москве и Ленинграде были арестованы и расстреляны; арестованы были также и члены верховного церковного совета. Уже не существовало структуры руководства, хотя Устав никогда не был аннулирован. Отдельные общины существовали автономно, что, впрочем, отвечало требованиям советского законодательства в 1929 году. Но и эти общины постепенно исчезли в процессе депортации и репрессий 1930-х и 40-х годов. Не сохранилось даже отдельных элементов церковной структуры, не осталось ни одного пастора и проповедника — исчезло само понятие «Лютеранской Церкви».
Церковь вновь начала объединяться после Второй Мировой войны. В 1954 году пастором Ойгеном Бахманом была подана заявка на регистрацию общины в Акмолинске (Акмола, Казахстан), разрешение было получено в 1957 году, в 1969 году был зарегистрирован приход в Петрозаводске.
В 1980 году пастор из Риги Харальд Калнинь получил благословение исполнять обязанности «суперинтендента с правами епископа», а в 1988 году он получил благословение на служение в должности первого епископа возрожденной Церкви. В этом же году на основе Устава 1924 года была признана и Евангелическо-Лютеранская Церковь, ставшая в настоящее время одной из двух крупнейших лютеранских Церквей, зарегистрированных в России. В настоящее время она возглавляется Архиепископом.
Второй крупнейшей Церковью в России является Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии на территории России. Обе Церкви входят в Национальный Комитет Всемирной Лютеранской Федерации. Несмотря на различия в традициях и церковной практике, обе Церкви поддерживают братские отношения и организуют и проводят совместную деятельность.
Высшее церковное руководство и органы центрального управления обеих Церквей находятся в Санкт-Петербурге.

Устройство храма.

Общины и в настоящее время используют и стараются получить исторические церковные здания. В странах Европы это могут быть старые здания романской архитектуры, готические соборы, здания в стиле барокко, классицизма и неоготики — три последних типа чаще можно встретить в России. Внешне здание может выглядеть совершенно по-разному, но внутри сохраняется общая для всех церквей форма. Алтарь, кафедра, пульт для чтений, орган, крест (с Распятием или без), Библия, алтарные картины или витражи — как правило, это неизменные атрибуты внутреннего убранства. Как правило, в старых церквях, но иногда во вновь построенных используются изображения и статуи святых, сюжетов из Библии, портреты и надгробия патронов Церкви,  памятные доски или небольшие мемориалы жертвам войн. В настоящее время в России убранство храма является скорее вопросом законодательного урегулирования передачи некогда изъятых предметов, и вопросом наличия средств для приобретения новых, а не теологическими или историческими предпосылками. Традиционно лютеранские храмы отличались богатым убранством, настенными фресками, скульптурами, живописью, убранством алтаря. В годы возрождения церковных структур, в связи с тем, что множество зданий было разрушено, общины в качестве временной меры приобретали в собственность дома, где устраивался зал для богослужений. Однако, каждая община постоянно предпринимает усилия к тому, чтобы либо вернуть некогда принадлежавшее здание, либо выстроить заново церковное здание и обустроить его согласно традиции.

Поведение в храме.

Как и в любой церкви или помещении, предназначенном для молитвы, необходимо соблюдать тишину, вести себя благопристойно. При осмотре помещения с экскурсией не нужно входить в алтарную часть, подниматься на кафедру. К участию в богослужении допускаются все желающие, чтобы исполнять гимны, молиться, слушать проповедь, однако, человек некрещеный не допускается к таинству Св. Причастия, человеку крещеному, даже не в лютеранской Церкви, но никогда прежде не ходившему на богослужения, нужно пройти курс конфирмации (наставления в вере), либо предварительно пройти беседу с пастором. Во время проповеди или пения прихожане могут сидеть на скамейках, но в определенных частях литургии — чтениях, молитвах, исповедании веры под руководством пастора община встает. Во время богослужения собираются пожертвования.  Во время богослужения не принято ходить по залу, входить и выходить, пользоваться телефоном и фотоаппаратом. После службы пастор прощается с прихожанами на выходе из церковного зала, как правило, он говорит несколько слов, пожимает руку. В это время к пастору можно обратиться с кратким вопросом, но не занимать его время надолго. Для обстоятельных бесед или душепопечительства предусмотрены специальные приемные часы.
Женщины могут приходить в брюках и с непокрытой головой. Мужчины при входе должны снять головные уборы. Не разрешается входить в церковь с едой и напитками.