Церковный календарь

18 09 2021

16 воскресенье после Троицы

Чтения
Иоан. 11,1.(2).3.17-27.(41-45)

Иоанн 11,1.(2).3.17-27.(41-45):
1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра ее.
2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
17 Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;
19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их [в] [печали] о брате их.
20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
41 Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.

2 Тим. 1,7-10

2 Тимофею 1,7-10:
7 Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие.

Плач. 3,22-26

Плач 3,22-26:
22 по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось.
23 Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!
24 Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него.
25 Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его.
26 Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа.

"Мы - люди, протестующие против смерти!" - Так сформулировал Кристоф Блумхардт. Ни в одной другой истории Тот, Кто есть воскресение и жизнь, не противостоит смерти так жёстко, как в чтении из Евангелия на это воскресенье. Чтение из послания хорошо сочетается с этими пасхальными оттенками; не только потому, что оно провозглашает Христа, "разрушившего сметь и явившего жизнь и нетление", но и потому, что оно противостоит "духу боязни", источающему смерть и тление, если дать ему волю.
Скорее осторожными - и поэтому подходящими для погребальных речей - словами ветхозаветное чтение хвалит благость Бога, обновляющуюся каждый день и никого навечно не предающую смерти.

 

21 09 2021

День Апостола и Евангелиста Матфея

Чтения
Мат. 9,9-13

Матфей 9,9-13:
9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

1 Кор. 12,27-31

1 Коринфянам 12,27-31:
27 И вы - тело Христово, а порознь - члены.
28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.
29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?
30 Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?
31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.

Мат. 9,9-13

Матфей 9,9-13:
9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

По преданию Матфей (= "дар Божий") - это тот апостол, который был мытарем, когда Иисус его призвал. У Матфея и у Марка его зовут "Левий" (Марк 2, от 13 ст., и параллельные места). Перед тем, как отправиться с Иисусом, Матфей еще устраивает прощальный пир, на который приглашает и Иисуса, хотя отдает себе отчет в том, что мытарь в глазах благочестивых иудеев является грешинком, в дом которого входить нельзя, не оскверняясь. Но Иисус принял это приглашение и таким образом подал знак: "не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Марк 2:17 и параллельные места). Позже Иисус посылает Матфея вместе с Фомой, чтобы они позаботились о "заблудших овцах Израиля" (Матфей 10:3.5-15).  
Евангелия и Деяния ничего, кроме этого, о Матфее больше не говорят. Иначе древнецерковное предание, которое видит в нем автора первого Евангелия. Около 140 года Папий сообщает, что Матфей написал свое Евангелие на еврейском языке, а впоследствии Его переводили на греческий язык кто как мог. Ученые очень сомневаются в этом авторстве, однако сборник изречений Иисуса не дошел до нас в первоначальной форме, так что можно принимать в расчет и ту возможность, которую изображает Папий. Дальше легенда сообщает, что Матфей долгое время был миссионером в Эфиопии, и что он обратил в христианстов семью царя, во имя Иисуса воскресив умершую царевну Ифигению. После этого она хотела посвятить свою жизнь служению Иисусу и остаться девственницей. Матфей поддержал ее решение. Но ее дядя хотел жениться на ней, и став царем, он велел казнить Матфея во время священного жертвоприношеня.
Реликвии Матфея хранятся в соборе города Салерно.
Символ Матфея - человек, так как его Евангелие начинается с родословия Иисуса как Человека. Чаще, чем символы других евангелистов (не считая орла Иоанна), человек как символ Матфея изображается, согласно Откровению 4:8, с крыльями.