22 12 2024
4 воскресенье Адвента
- Лук. 1,39-56
-
Лука 1,(39-45).46-55.(56):
39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
50 и милость Его в роды родов к боящимся Его;
51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
54 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. - Фил. 4,4-7
-
Филиппийцам 4,4-7:
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. - Лук. 1,26-38
-
Лука 1,26-33.(34-37).38:
26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
Песнь Марии, матери Иисуса, как мы ее читаем в Евангелии от Луки - это песня, которая встряхивает, беспокоит и мешает, возвещает странные вещи: "низложил сильных с престолов и вознёс смиренных. Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем". Радость, сияющая в текстах этого воскресенья, имеет конкретные причины: конец превозношения, голода, насилия, вместо них пришли милосердие, право, жизнь для всех. Неудивительно, что Иоанн во чреве матери прыгает!
Молитва дня и префация тоже ссылаются на Песнь Марии. Таким образом, четвёртое воскресенье адвента становится в каком-то смысле протестантским мариинским днём.
В том же духе радости гласят стих недели и чтение из послания. В католической Церкви это воскресенье называется Gaudete (радуйтесь); вместо фиолетового цвета в этот день можно использовать розовый. Адвентское время достигло своей вершины: "Господь близок" в двойном мысле - предстоящий праздник Рождества и ожидание второго пришествия, о котором пишет апостол Павел.
24 12 2024
Сочельник - канун Рождества
- Лук. 2,1-14.(15-20)
-
Лука 2,1-14.(15-20):
1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
3 И пошли все записываться, каждый в свой город.
4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
6 Когда же они были там, наступило время родить Ей;
7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было. - Тит. 2,11-14
-
Титу 2,11-14:
11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. - Иоан. 3,16-21
-
Иоанн 3,16-21:
16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
Для евангелических христиан празднование Рождества обычно начинается с вечерни в Сочельник (Christvesper).
Вечерня в сочельник первоначально была подготовительным молебнем, который проводился вечером накануне Рождества. Такое значение богослужение в сочельник имеет и сейчас, так как Христос родился ночью, а ночь явялется по иудейскому пониманию частью следующего дня. Так что днем Рождения Иисуса считается по григорианскому календарю 25-е декабря, а не 24-е, как иногда предполагают. несмотря на это, для большинства прихожан вечерня в Сочельник стала главным богослужением Рождества, хотя она проводится, как и раньше, вечером (или хотя бы во второй половине дня) накануне, в сочельник. Эта традиция восходит к временам реформации, когда полуночное богослужение заменили отдельными вечерним и утренним, чтобы избегать "непотребства".
Вечерня в сочельник проводится по особой агенде - как правило, без Причастия. Читаются ветхозаветные пророчества о приходе Мессии, света и спасения. Центральное место занимает история рождения Иисуса. Обычно ее читают несколькими отрывками, сменяя их хоралами и хоровым пением.
Для многих протестантов эта вечерня - основное рождественское богослужение. Как слова, так и невербальные части этого богослужения сильно нагружены эмоциями. Но это не значит, что литургическое оформление и проповедь должны просто вторить этой атмосфере умиления. Можно, например, говорить и о том, что дитя в яслях дает возможность и нам стать детьми Божьими.