Церковный календарь

16 01 2021

Последнее воскресенье после Богоявления

Чтения
Мат. 17,1-9

Матфей 17,1-9:
1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

2 Кор. 4,6-10

2 Коринфянам 4,6-10:
6 Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам.
8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.

Исх. 3,1-10.(11-14)

Исход 3,1-10.(11-14):
1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.
2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.
3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!
5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
6 И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.
7 И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его
8 и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев.
9 И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне.
10 Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.
11 Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?
12 И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе.
13 И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?
14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.

Последнее воскресенье после Богоявления выделяется уже тем, что оно отмечается всегда, в то время как все другие проприи времени Богоявления до него могут выпадать в зависимости от длительности времени Богоявления. Однако еще важнее - тема этого воскресенья. Она создает связь с традициями других церквей, празднующих преображение Иисуса в день Богоявления. Римско-католическая же Церковь празднует это событие 6 августа (см. там). Вероятно, этот праздник возник в связи с освящением церкви на горе Фаворе, где, по преданию, преображение имело место.
В Своем преображении Иисус, еще проживая на земле, на короткое время открывается Своим ученикам как Сын Божий в Своей славе. Это единственный раз, когда ученики через Иисуса физически ощущают близость небес, становясь свидетелями явлений на горе. Это переживание восхищает их так, что они хотят отсаваться там. Но рассказ заканчивается тем, что путь ведет обратно в этот мир, в котором ученики хоть и получили надежду, но все же подвергаются нужде и бедам. Предстоит трудный, болезненный путь в Иерусалим. Таким образом, последнее воскресенье после Богоявления проводит связь между славой Сына Божьего и Его смертью, в которой Он искупил человечества не пользуясь Своим статусом Божьего Сына, а жертвуя Собой как человек.
Этот рассказ из Евангелия (Мф 17:1-9) - одно из центральных новозаветных повествований об откровениях, так что к нему вполне подходит текст из книги Исхода 3:1-10(11-14), в котором Бог открывает Моисею Свое имя. Свет во тьме светит - Апостол Павел во 2 послании к Коринфянам говорит о том, чтобы жить и страдать вместе с Иисусом. Таким образом совершается переход от времени Богоявления к великому Посту.
И все же литургический цвет этого дня - белый. Он перед долгим путем по Страстному времени уже направляет наш взгляд к Пасхе.

 

 

23 01 2021

3 воскресенье перед Страстным временем - Septuagesimae

Чтения
Мат. 20,1-16

Матфей 20,1-16:
1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

1 Кор. 9,24-27

1 Коринфянам 9,24-27:
24 Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.
25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного.
26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;
27 но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.

Лук. 17,7-10

Лука 17,7-10:
7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
8 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

"Бегите так, чтобы получить венец" - возможно, выбор этого "спортивного" чтения из Послания, а также чтение из Евангелия о работниках в винограднике, связан с тем, что в древней Римской церкви в это воскресенье были выбраны и представлены епископу те, кому предстояло в Пасху креститься.
С восересения Septuagesimae начинается подготовка к Великому Посту. Название указывает на период в 70 дней. Эти 70 дней заканчиваются воскресеньем Quasimodogeniti после Пасхи, а значит, содержат в себе и светлую неделю. Это показывает, что подгатовка к Великому Посту, как и сам Пост, существует не для того, чтобы человек мучил себя, а скорее для того, чтобы в страданиях распознать Бога. Тема "награда и благодать" исходит из чтения из Евангелия - притчи о работниках в винограднике. Главная суть - различение награды и благодати: награду зарабатывают, ее размер можно вычислить. Благодать ни заработать, ни вычислить невомзожно.
В целом в это воскресенье начинается тема следования за Иисусом, которая будет определять и следующие воскресенья вплоть до Пасхи.
Литургический свет воскресений перед Страстным временем - зелёный.
По старой традиции уже с этого воскресенья до самой Пасхи не поют "Аллилуйя".