Церковный календарь

13 10 2024

20 воскресенье после Троицы

Чтения
Мар. 10,2-9.(10-16)

Марк 10,2-9.(10-16):
2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
7 Посему оставит человек отца своего и мать
8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.
11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.
14 Увидев [то], Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

1 Фес. 4,1-8

1 Фессалоникийцам 4,1-8:
1 За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали,
2 ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.
3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда;
4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести,
5 а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога;
6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.
7 Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.
8 Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.

Быт. 8,18-22

Бытие 8,18-22:
18 И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним;
19 все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.
20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

"Что Бог сочетал, человек да не разлучит" - двадцатое воскресенье после Троицы посвящено браку и семье. Чтение из Евангелия говорит не только о том, как Иисус отвечает на провокационный вопрос фарисеев о разводе, но и - в более длинной версии - о том, как Он благословляет детей. Чтение из Послания, кроме того, ясно показывает, что "страсть похотения" может отягощать и разрушать не только взаимоотношение полов, но и экономическую жизнь, и общественную жизнь вообще: "чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво".
Ветхозаветное чтение расширяет этот принцип на всё творение: вместе с женой, сыновьями с их женами Ной покидает ковчек вместе со всей живностью и ставит Богу жертвенник на заново обретенной земле. Одновременно становится ясно, что всякий земной - как естественный, так и общественно-культурный - порядок зиждется на надежном, упорядочивающем, защищающем обещании Бога: "впредь ов все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся".
Божьи порядки восхваляет и вступительный псалом.
Чтения на это воскресенье можно поменять местами с чтениями на 23 воскресенье после Троицы.

 

18 10 2024

День Апостола и Евангелиста Луки

Чтения
Лук. 1,1-4

Лука 1,1-4:
1 Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,
2 как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,
3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,
4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

2 Тим. 4,5-11

2 Тимофею 4,5-11:
5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.
7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;
8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
9 Постарайся придти ко мне скоро.
10 Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.
11 Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.

Лук. 1,1-4

Лука 1,1-4:
1 Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,
2 как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,
3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,
4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

Предание изображает этого евангелиста так:
Единственный евангелист, произошедший не из иудеев, Лука из Антиохии был врачом. Он отличался греческим образованием, острым умом и наблюдательностью. Прежде чем апостол Павел пришел в Антиохию, Лука уже был членом небольшой тамошней христианской общины.
На втором миссионерском путешествии Павел взял Луку с собой (это следует из измениения формы рассказа в Деяниях: вместо третьего лица теперь употребляется первое лицо множественного числа). Видимо, Луку не арестовали в Филиппах с Павлом и Силой (Деяния 16). Скорее всего, он там остался.
На третьем миссионерском путешествии Павел берёт Луку с собой в Иерусалим. После того, как Павла там арестовали, должно быть, Лука отправился в Кесарию - по крайней мере, он там был, когда Павлу предстояло плыть в Иерусалим осенью 61 года. Ему как врачу, должно быть, было не трудно проситься на корабль с Павлом, чтобы лечить его.
Дальше предание сообщает, что после мученической смерти Павла (о которой в Деяниях не сообщается) Лука отправился в Греции, где основался в Фивах и еще совершал несколько миссионерских путешествий. Уже невозможно установить, где возникли его писания. Долгое время считалось, что Павел присутствовал при их написании, т.к. в некоторых местах видно его влияние.
Рассказы Луки очень живые, что отличает его как античного историка.
Согласно преданию, он умер в возрасте 84 лет в греческой местности Беоция.
Символ евангелиста луки - телец, так как его Евангелие начинается с рассказа о священническом служении Захарии, приносившего жертвы.
Тема и заголовок его повествования в Евангелии и в Деяниях - распространение Евангелия, как и говорится в конце книги Деяний: Павел проповедовал Царствие Божье и учил о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно. (Деяния 28:31)