СЛИШКОМ ДАЛЕКО
Чудеса, которые мы видим глазами, куда меньше тех, что мы воспринимаем на слух.
Мартин Лютер
В некогда известной советской экранизации Марка Твена «Филипп Траум» мальчика- органиста наставляет необычный учитель, говоря – что делает звук, когда оказывается на свободе? Когда он вырывается из плена органа? Летит!.. Если ему есть, куда лететь. Как птицы, которые набирают полную грудь воздуха и смотрят вдаль – без этого полет невозможен. Нужно набрать в сердце гордости и смотреть в будущее, и забыть всё и всех вокруг и где бы то ни было, или вспоминать тех, кого любишь, уловить ощущение полета и не возвращаться…
А мальчик считает, что орган – это сложный инструмент, играть на котором - все равно, что обнимать руками землю, или хотя бы собор, а потом все же, воодушевленный, начинает играть, как будто его руки – свободные птицы.
Но внезапно обрывает игру. Он устал, ему показалось, он улетел слишком далеко и не успеет вернуться.
В церкви нет привычных ощущений. Усталости, страха – это все там, за надежными тяжелыми дверями. И никто не возвращается прежним, прикоснувшись к вечности. Церкви не были и никогда не станут примитивной концертной площадкой и сценой на потеху публике. Но всегда будут домом Бога, домом молитвы, домом для всех, кто смог познать свободу духа и покинуть пределы своих повседневных мыслей, принципов, желаний. Орган в этом случае - лучший учитель. Как звучащий на все лады воздух вырывается в окружающее пространство, безграничное, простирающееся за стены здания, так человеческий дух превозмогает, взламывает застывшую оболочку плоти. И здесь не может быть «слишком далеко», ибо имеющий уши – слышит.
Сегодня существует общая проблема культуры – как исполнителей, так и слушателей – во многом они уже зрители, ибо приучены к визуальным эффектам, видеоряду, за которым играет музыка. Не могут расстаться с телефонами, и музыку слушают фоном. В церкви все иначе – музыка заполняет все пространство и позволяет человеку слышать всеми органами чувств, всем своим существом. Такое слушание позволяет в воображении увидеть, пережить и познать намного больше, чем может дать любой запрограммированный видеоряд, рисунки на песке или в технике эбро. Музыка в церкви – это всегда продолжение богослужения, повторение слов, которые произносит священник и хоралов, исполняемых прихожанами. Это звучание самого пространства и резонанс намоленных стен, видевших и переживших на своем веку намного больше любого из ныне живущих. Даже тишина в церкви превосходит эффект 4`33`` Кейджа.
Стремительно современное общество утрачивает не только церковную культуру (зачастую так и не познав ее), но и культуру в целом, в различных сферах. Но все возвращается. И крошки цахисы уйдут, высвобождая пространство для подлинной интеллигентности.
Церковь всегда вне времени и пространства, у нее - своя атмосфера и присутствие духа. В церкви мы поем: Тебя любить, Господь, спешу, покуда я дышу! – Это и про орган. Он построен и освящен в церкви только для одной цели – пока в нем есть дыхание, он говорит о Божьей любви. Удел церковного инструмента – благовестие, Евангелие. Удел слушателей – позволить себе быть захваченными этой вестью и оказаться слишком далеко – в гармонии сфер, в начале творения из ничего, за гранью того самого ничего – один на один с Творцом.