ПЕРВЫЙ АДВЕНТ
" Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
9 Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в сём слове: «люби ближнего твоего, как самого себя».
10 Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света".
Рим. 13:8-12
"Будущее - это пространство Бога. Бог всегда находится в модусе пришествия к нам: не бытия здесь и не отсутствия, а непрестанного пришествия, пришествия из абсолютного будущего". А. Тихомиров
Адвент - это время тьмы и промозглого серого холода, и это - время пробуждения! Как раз тогда, когда не хочется вылезать из-под одеялка и надевать остывшие за ночь тапочки.
Адвент – время подъема, бодрствования, деятельности.
Пробуждайтесь!
Многие скептически относятся к Библии, а к словам, что она содержит – как к суеверию. Но в этих словах – и наша правда, которую нам, простым людям и ученым, мужчинам и женщинам, служащим и правителям говорят плотник, рыбаки, бывшие налоговики, военачальники, бизнесмены-купцы, вдовы, жены и женщины легкого поведения… Такие же, как мы все с вами. Они рассказывают о себе – каким было это пробуждение для них. Для сотника, для мытаря Закхея, для Марии Магдалины, для Симона Ионина, и даже для известного гонителя христиан Саула, ставшего Апостолом Павлом. Они рассказывают свои истории, а Иисус рассказывает про них.
К примеру, Закхей мог бы рассказать многое и многим о том, что такое быть должным и взыскивать долги. И о том, что в один прекрасный день, при встрече со Христом, деньги становятся неважны, и их можно бросить на дорогу и последовать за Богом.
Многие берут кредиты здесь и сейчас тратят, обрекая себя на годы бремени, иногда непосильного. И за это время успевают осознать, что то, на что потрачены большие деньги, не очень-то и нужно в жизни, или можно было решить вопрос по-другому.
Бог создал все сущее, в том числе нашу человеческую свободу. Ему и предстоит разрешить главную коллизию замечательной мистериальной драмы Кая Мунка - конфликт между привычной жизнью в теплом сообществе верных и собственным абсурдным шагом рискующего индивида навстречу небывалому. Добавлю, что это право на свободу и сомнение.
Мунк как священник и публицист, защищал в деле пастора Отто Ларсена против церкви, слушавшемся в Дании как раз в год публикации и премьеры мунковского “Слова”.
"Но даже если в крови вашей не достает христианства...
Услышь же меня, Отец мой небесный, вручи мне Слово, Слово, что Христос добыл для нас с небес, Слово, созидающее, животворящее, вручи мне его сейчас!"
"В других словах открывается окружающий нас мир во всей его сложности, и мы сами – бессильные, потерянные, случайные, тоскующие по вечности, способные к великим прозрениям и жаждущие любви. А. Тихомиров
Нет, весь я не умру,
Во мне неистребима,
Та часть моя, что предстоит
Перед лицом Того,
Кто бытие дает!
Кароль Войтыла
Чудо начинается с ожидания. Сейчас темно и холодно. но там, где тьма, мы видим свет, благодаря Христу, который открывает невидимое. И в этой тайне в глубинах наших сердец живет вера. В этой тайне мы ежедневно черпаем свои силы. Время адвента – время учиться говорить о вере. Ведь мы готовимся к тому событию, которое говорит само за себя, и слова уже не важны, потому что в мир придет Слово. И в его свете мы отчетливо видим, что есть наше оружие, которые мы должны взять – это любовь.
Пробуждение дает нам новый смысл жизни. Любовь может быть даже больше жизни, и она– сильнее смерти. Сильнее любой тьмы и отчаяния. В любви – ответы на все вопросы. Если вы сомневаетесь в том, что делаете, посмотрите – есть ли там она?
Все окружающие ожидают от верующих множество всего – определенного поведения, смирения, помощи, готовности подставить левую щеку, денег, отречения, закрытия храмов, а вправе ожидать только одного – Христа. И мы вправе дать миру только его – в наших словах и делах. Мы – зеркало, в котором отразится лишь Он, когда бы ни пришел. Пусть старое, мутное, немного неровное, в сколах и царапинах, ибо жизнь трудна. Пусть даже разбитое и практически уничтоженное, но каждый, даже маленький осколок которого отражает Христа.
Все, что мы делаем кому-то – мы делаем Ему. В той свободе, которую он дарует нам, и которую никому не отнять. И эта свобода учит нас давать людям то, что они просят у нас – хлеба, а не камней.
Христианин во время Адвента учится расслышать, и понять другого – своего ближнего, и принять его, как Христа. И дать ему то, что действительно несет в себе жизнь и любовь. Люди ищут истину – мы должны стать для них путем и отражением этой истины. Ищут утешения – мы должны в своем участии дать им утешение. Церковь в мире сегодня мало, что значит. Но для себя самой она никогда не потеряет значение, потому что она – тело Христово, и отчаяние, в которое все глубже погружается мир со всеми его проблемами, делает церковь все более стойкой, бесстрашной и сильной, чтобы продолжать держаться и быть опорой всем нуждающимся.
Церковь – это не гостевой дом, не дом культуры или развлечений, хотя иногда в ней можно найти все это, но, в первую и главную очередь - это место совместного труда и совместной молитвы.
Мы ждем Христа для того, чтобы облегчить свои страдания, надеемся на чудеса? Легче и проще с Его приходом не станет. Что сделали мы к его приходу? Храм нашего сердца приготовлен или мы надеемся, что Христос за нас сам все сделает? Где мы встретим Его? В церкви, по дороге к ней?
Мы вкладываем фото наших любимых в книги – например, в Библию, в бумажник, храним в телефоне. И каждый раз предвкушаем встречу, даже если расстались только что. И надеемся, изо всех сил надеемся, что встреча все равно состоится, даже если этих людей уже нет с нами. Таким должно быть ожидание Христа в нашей жизни. Он везде встречается нам – в глазах любимых, в лицах тех, кто надеется на нас, даже безотчетно.
Одну женщину в церкви как-то спросили, как ей удается все успевать – ведь она работает до ночи, и труд этот тяжел, а дома еще муж и дети. Она ответила просто – а как же я не успею или откажусь – ведь все, что я делаю – не только церкви и людям, но и Христу. После всего, что он сделал для нас – как я Ему откажу в такой малости?
Но многие решают по-другому – пусть он придет и не найдет меня, не заметит, не заставит меняться и что-то делать. Пройдет мимо. Я хочу быть атеистом, чтобы мне не приходилось постоянно работать над собой и ждать неизвестно чего.
Адвент – это время высшего проявления свободы христианина. Бог идет к нам, но не настаивает ни на чем и не заставляет. Он разрешает нам сомневаться в нем, отказывать ему, скептично хмыкать и крутить пальцем у виска. Он ждет. Столько, сколько нужно. Пока мы не сделаем шаг ему навстречу. Пусть даже это будет мимолетное движение души.
Мы можем повернуться и уйти. Он просто молча прикроет нам спину. Мы можем идти куда угодно, и верить или не верить, он уважает нашу свободу. И не отнимает от нас свою любовь. Если мы кому и нужны в этой жизни, то Ему – безусловно. Или тому человеку в вашей жизни, за которым стоит Он. У каждого из нас есть такой человек – часто мы и не осознаем этого, не слышим его молитв, или посмеиваемся над ними, не чувствуем его любви, но ощущаем пустоту, когда его уже нет.
Такие люди первыми уходят в вечность. Поэтому там нас ждет неплохая компания, о чем мы вспоминаем накануне - в воскресенье Вечности.
Папа Иоанна Павел Второй в своем сборнике стихов «Римский триптих» сказал - "За гранью судеб ровный яркий свет, событий чистота и совесть без ироний".
Если любить, зло уничтожит самое себя. Если не победит любовь, зло вернется в другом обличье.
Скажите сегодня каждому, кто встретится на вашем пути, пусть безмолвно, но от сердца - люблю!