Проповедь о проповеди

Гюстав Доре. Иисус

51. Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;
52. и послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него;
53. но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
54. Видя то́, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55. Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
56. ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

(Св. Евангелие от Луки 9:51-56)

Давайте попробуем представить себе, как оно могло выглядеть. Мы видели немало подобных сцен в военных фильмах или фильмах катастроф. Надеюсь, что не в жизни. Дома охвачены огнем. Скот сгорает живо. Десятки людей превратились в живые факелы. Крики, визг, стоны. Клубы дыма разъедают глаза. Полная катастрофа. Вот что должно было бы случиться с самарянской деревней. Ученики Иисуса хотели совершить это. Они были уверены: раз самаряне отказались принять Иисуса, то их должна постичь страшная кара.

Но – этого не произошло. Не случилось ровным счетом ничего. Самарянское селение уцелело. Кто знает, может быть, оно стоит и до сего дня. Крайне маловероятно, но почему бы и нет?
Не случилось ровным счетом ничего. Просто еще одному путнику: иностранцу и иноверцу, - отказали в крове, в пище и ночлеге. И Он вынужден был уйти, искать Себе иное пристанище. Обычная история. В той деревне наверняка почти сразу же забыли о странной просьбе странного человека.
Отказ принять Иисуса не повлек за собой никакой кары: никаких катаклизмов и катастроф: никакого огня с неба, ничего подобного. Жизнь катилась по привычной колее, а Иисус просто пошел в другое селение. Не случилось ровным счетом ничего… Просто Иисус прошел мимо.

Многие проповедники охотно угрожают своим слушателям. Они обещают всевозможные бедствия и наказания, если люди не примут Христа. Перечень таких несчастий огромен. Иногда это просто отсутствие мира в душе, а порой речь идет и о физических болезнях. Иногда речь идет и о разнообразных сверхъестественных карах. Вроде многочисленных легенд о людях, которые как-то нехорошо поступили с какой-то иконой и были за это наказаны. А после смерти – уж точно вечные муки в адском огне. Не примешь Иисуса в свое сердце, и поминай как звали.

Да, многие люди вокруг нас прохладно относятся ко Христу и христианству. Оно их не трогает. Да и мы сами, члены Церкви, вроде бы верующие люди, - насколько близко мы подпускаем к себе Христа в действительности? Насколько глубоко и серьезно Его принимаем? Да и как измерить степень этой серьезности и глубины? В статусах соцсетей в графе «отношения» порой можно прочитать: «Все сложно». Вот и у нас так в наших отношениях со Христом. «Все сложно». А подробнее объяснить не хочется, трудно, да и порой просто невозможно разобраться.

Не удивительно, что мы, христианские проповедники, когда сталкиваемся с прохладой людей по отношению к Богу, оказываемся возмущены. В этом мы очень похожи на тех учеников Христа. Разве что силенок у нас поменьше. Те, похоже, и правда могли низвести огонь с неба. Нас же хватает только на слова. Но зато какие слова! Ох, как часто слышишь с церковных кафедр предупреждения и угрозы, вроде: «Если Иисус не войдет в ваше сердце, то ваша жизнь никогда не наладится, и вы не узнаете подлинного счастья!», или: «Если вы отвергнете Иисуса, то Бог обязательно покарает вас!», или же: «Если вы не примете Иисуса, то вас ожидают вечные муки в геенне огненной!»

Что на это сказать? Ну, во-первых, такие угрозы звучат крайне неубедительно. Большинство взрослых людей прекрасно знают, откуда берутся дети, и откуда приходят жизненные невзгоды. Потому такие угрозы кажутся пустыми и глупыми. Вспоминается заметка из приморской газеты «Красное знамя», где-то начала семидесятых годов:
"На втором километре трассы Находка-Партизанск водитель мотоцикла (мотоцикл был у него без номерных знаков) поздно ночью не заметил кучу гравия и, наехав на нее, опрокинулся. Этот случай должен остановить тех, кто считает, что на мотоцикле можно ездить без номера, без документов." (Газета "Красное знамя", Приморский край)
Вот такие кучи гравия на нашем жизненном пути попадаются, к сожалению, слишком часто и без наших ошибок в выборе религии.

А во-вторых, есть и еще более важный момент. Проповедники всех времен очень постарались, чтобы христианство из утешения для потерянных и печальных превратилось в сплошные угрозы и требования. Раз уж мы вспомнили о старых газетах… В газете «Ульяновская правда» однажды тоже лет пятьдесят-шестьдесят назад была опубликована статья под коротким заголовком: «Можно отравиться и пищей». Уж не знаю, про что была сама статья, я ее не читал. Но само название впечатляет. Так вот, получается, что точно так же можно отравиться и так называемой «христианской проповедью». И мы, проповедники, немало этой отравы в христианство подмешиваем.

Так что, и правда, неудивительно, что люди отказываются принимать христианство и Христа. Ведь нередко портрет Христа рисуют с кафедр красками адского огня.

Что бы сказал на эти угрозы сам Иисус? Мне кажется, ровно то же, что Он произнес и тогда: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать».
Иисус пришел спасать, а не губить. Он не хочет никого карать. Это значит, что и сейчас, примет кто из людей Иисуса или нет, совершенно ничего не случится. Никакого наказания. Уж точно никаких камней с неба или ангела с огненным мечом. Жизнь такого человека будет течь по своему обычному руслу. Семья, работа, развлечения, ну и что там еще в ней есть.

Вы можете не придавать никакого значения Христу. Вы можете не веровать в Него. Вы можете не принимать Его. Вы можете отвергнуть Его. Вы можете смеяться над Ним. Вы можете оставаться к Нему совершенно равнодушными.
Более того: вы можете надругаться над Ним, оплевать Его, пригвоздить Его ко кресту и убить Его. Так поступили с Ним люди две тысячи лет назад, – ведь именно за этим Он и шел в Иерусалим. Так поступали с Ним люди всегда. Хотим мы того или нет, но так и мы поступаем с Ним своими дурными делами и мыслями. Сколь бы благочестивое выражение мы при этом не имели на своих лицах.

И знаете что? Ничего, ровным счетом ничего вам за это не будет! Никакого огня с неба, никаких сверхъестественных кар, никакого наказания в виде неожиданных мелких или крупных неприятностей и проблем в жизни. Да и в адском огне я не очень уверен. Христос прекрасно знает, что всяких неприятностей и боли у нас хватает и без Него. Он пришел не наказывать, не губить, не угрожать. А утешать и спасать.
Мы можем отвергнуть Его. Отказать Ему, не принять Его. И ничего не случится.
Наша жизнь будет течь, как и текла. Мы ничего не заметим.
Просто… просто Иисус тихо пройдет мимо. Просто мимо нас пройдет чудо.