Mutterandacht

«Mutterandacht», так молитва женщин, матерей общины Святой Екатерины названа в старых книгах 18 века, а в начале 19-го в книге «Pantheon» издателя Рассманна, содержащей краткие биографии немецких писателей и поэтов, название было расширено до «Der frommen Mutter Andach».

Некогда во времена пастора Грота, в только что построенном здании нашей церкви, жены пасторов и прихожан, чьи мужья были учеными, купцами, моряками, учителями и составляли цвет Университета и различных государственных служб, после проповеди собирались своим кругом, обсуждали слова пастора, и говорили о своих семейных делах, а также делах приютов и больниц, и событиях в стране, и вместе молились, если была беда - эпидемии и войны, кораблекрушения, сыновья отправлялись за море на учебу или собирались на военную службу, дочери готовились к замужеству или деторождению и за все, что окружало общину, и было самым насущным и важным. На этих встречах также обсуждались вопросы сирот, больных, распределялись поручения дамам - кто и чем может помочь, сиротам подбирались опекуны, причем иногда горячо спорили о том, какая приемная семья была бы лучшей для детей. И конечно, женщины молились за мужей. Пастор и мужчины также принимали активное участие в таких молитвах, и выслушивали женщин, чтобы быть осведомленными о делах благотворительности и нуждах прихожан. Дети тоже иногда приходили со своими просьбами и бедами, и их тоже выслушивали, и молились.

Мы решили возродить эту старую общинную традицию. Поэтому в последнее воскресенье месяца вместо обычного богослужения проводится Молитва матери - круг семьи, на которую приглашаются не только прихожане, но и их друзья, независимо от вероисповедания. В проповеди мы рассказываем о том, какими были семьи первых реформаторов - о семье Лютера, о Катарине Шютц Целль - матери Церкви, которая не уставала повторять, что главное - люди, и Церковь, как семья, где любят и принимают, уважают и поддерживают, несмотря на религиозные разногласия и предрассудки всех видов. О женщинах-поэтах, проповедницах, героинях, и незаметных помощницах, об их мужьях - тех, кто зажег свет Евангелия и нес его сквозь ненависть, войну, чуму и изгнание, сквозь время - к нам, нынешним. Мы говорим о первых лютеранах, и о сегодняшней церкви, о том, что происходило тогда, и что мы делаем и могли бы сделать сегодня.

Любая Церковь - перекресток вечности, где пересекается временное и вечное. Мы просто делаем так, чтобы было понятно, куда идти, и включаем зеленый свет.

Мы оставили первый, краткий вариант названия, и сделали эту молитву важной частью церковной жизни. Оказалось, что для прихожан и людей, случайно зашедших на богослужение (как правило, чтобы послушать орган), простые семейные вопросы находят живой отклик. И пример семей реформаторов, женщин, которые стояли у истоков лютеранства, женщин, читающих Писание и умеющих его защитить перед миром, женщин, которые спасли общины в советское время, когда не осталось пасторов – это не только интереснейшие истории, но и часть нашей сегодняшней жизни. Мировоззрение человека, прошедшего конфирмацию и наставленного в основах нашей веры, и человека, понимающего простые человеческие истины, уже вобрало в себя это прошлое, и оно прочно укоренилось в картине мира.

Катарина фон Бора, Элизабет Круцигер, Аргула фон Грумбах и другие – уже не просто главы учебника по истории Реформации, но ожившие образы членов общины, ее часть, наши предшественники, пример которых не только вдохновляет и учит тому, что же такое наша Церковь, но и дает опыт решения вопросов, с которыми мы точно также сталкиваемся повседневно и сегодня, как и тогда.

Только кажется, что это им нужна была духовная поддержка во время чумы, Столетней и Тридцатилетней войн, крестьянских восстаний, а у нас сегодня спокойная размеренная жизнь, и нет таких поводов для того, чтобы община сплотилась и начала молиться.

Недавно мы заказали в архиве копии отчетов совета общины за 1903-1905 г.г., и отчет 1904 года начинается речью председателя о том, что во время страшной, несправедливой и опустошительной войны община переживает за каждого погибшего и страдающего от ран, потому что там – мужья и сыновья.

И мы сначала удивились, как война с Японией, которая велась за тысячи километров от Петербурга, могла быть так близко принята к сердцу здесь. Но потом посмотрели фамилии моряков балтийской эскадры, что ушла из Кронштадта на Дальний Восток, и сравнили их со списками прихожан в том же отчете, и списком умерших, за которых весь год и молились наши женщины на Mutterandacht. Наша община изначально была создана преимущественно моряками, и неудивительно, что почти в каждой семье было, за кого молиться. Но женщины думали не только о своих семьях. Война была развязана, чтобы предотвратить революцию, положение в городе давно было пугающим. И община принимала все новых сирот, женщин, лишившихся средств к существованию, больных. Расходы существенно выросли в этот и следующий год. В 1905 году в приют поступили сироты расстрелянных и отправленных на каторгу… Просто дети, оставшиеся на улице, не имеющие отношения к общине. Собирались пожертвования, покупалась ткань, женщины шили одеяла и одежду для детей… Таким был Mutterandacht. И сегодня мы стараемся делать то, что можем. И молитва – наша общая сплоченность в простых словах и делах – важны для нас самих и для тех, кому мы стараемся помочь. Те проекты, в которых участвует община, иногда совершенно безнадежны – больные умирают, голодных и бездомных становится все больше, многие не говорят даже спасибо, или возмущаются тем, что помощь не постоянная, а тех, кто жертвует свои средства, все труднее убедить в такой необходимости. Война совсем рядом с нашим благополучием, а нищета, безработица и болезни буквально под дверями. Иногда на крыльце нашей церкви ночуют бездомные, и утром мы здороваемся и иногда делимся с ними завтраком. Мы не можем дать им дом, работу, семью. Но можем не ругать, обращаться с уважением, и молиться за то, чтобы у них было то, чего они лишились, или вообще никогда не знали.

В планах на богослужения Mutterandacht еще много всего – мы будем говорить о женах наших пасторов и прихожанках-попечителях в общине в 18 и 19 веках, и продолжим слушать истории о женщинах Реформации, будем учиться на примере женщин из Библии и современных женщин в церкви. Будем вместе молиться за наши семьи, и за всех, кто хотел бы иметь семью, и детях – чьи бы они ни были, и что бы с ними не случилось, о мужчинах, родителях, близких и друзьях, и совершенно незнакомых людях, включая их в свой семейный круг – молитву матери.

Молитвы матери – самая сильная и важная вещь. Мы приветствуем их на любом языке, любыми словами, из любой традиции.

Ждем вас каждое последнее воскресенье месяца в 13.00!