Богоявление

Айвазовский И.К. Крещение

Богоявление. Epiphanias oder Erscheinungsfest.

Празднование в церкви проходит 6 января. Праздник входит в круг Рождества, обозначен белым цветом параментов (алтарных покровов), как день Господа. В воскресенья всего времени Богоявления цвет зеленый, а в последний день этого периода церковного года - в День Преображения Господня - белый. Как и время Рождества, Богоявление наполнено светом, и этот свет - ни что иное, как слава Спасителя, озарившая весь мир. Светильник Богоявления - та самая Утренняя звезда, что светит нам с небес, и о которой мы поем в старом немецком церковном песнопении: "Wie schön leucht uns der Morgenstern!"

Во все воскресенья (от 1 до 6) времени Богоявления читают историю Христа из Рим. 12:1 -13:10.

У него богатая история и традиции. Отмечалось раньше Рождества. Уже во II веке праздновался День явления Христа, как Сына Божия, в Его Крещении (Тит. 2:11, 3:4 - "Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков", "Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога"). Именно в Крещении Иисус открылся человечеству в полной мере, публично явив себя Сыном Божиим, о чем свидетельствовал Святой Дух, сходящий в виде голубя. Поэтому Богоявление, наравне со временем Пасхи и Пятидесятницы, относится к литургическим периодам, когда совершается крещение в общине. В первые века христианства общины проповедовали Христа в языческом мире, и значение праздника со временем менялось, в зависимости от содержания проповеди и окружения. В V веке стали говорить о трех волшебниках или магах с востока, опираясь на текст из Евангелия от Матфея 2:1-12, позже они обрели царское достоинство и стали королями или царями. И к шестому веку в народе (не по Библии и неправильно, но) этот день стали называть праздником трех святых королей - Fest der heiligen drei Könige, или просто День трех королей. Или "старший (большой, высокий) новый год - потому что о том, что по всей земле воссияло величие Господа и освятило ее, а также одарило милостью все народы, проповедовалась повсеместно. Иногда Богоявление называли "Днем величайших" (Obersten Tag), потому что короли, будучи великими правителями, пришли склониться перед еще более великим Богом.

Реформация охотно приняла Богоявление. Но, к сожалению, в 17-18 веке праздник был редуцирован и, хоть и остался в церковных календарях, отмечался, особенно в прежнем виде, очень редко.

Но в 20 веке праздник обрел новое значение - его широко начали отмечать, как День миссии Церкви или миссионеров, которые уезжали в другие страны.

Благословенного дня!

"Тьма проходит, и истинный свет уже светит".
1 Ин. 2:86