24 ноября, в последнее воскресенье церковного года, в 13.00,
ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЧНОСТИ
мы молимся на четырех языках - русском, немецком, латышском и эстонском, принятых в нашей общине, и поминаем усопших, ушедших в вечность.
Мы придем за утешением и услышим, как звучат родные имена.
Мы придем к Утешителю, который однажды назовет и нас, и мы последуем за ним туда, где ждет спасение и вся та любовь, которую мы иногда не видим и не чувствуем, увлекшись чем-то другим.
Прусский император Фридрих Вильгельм III постановил в 1816 году, что последнее воскресенье церковного года будет ежегодно посвящаться поминовению усопших. Очень быстро все земельные церкви Германии присоединились к этой традиции.
В этот день принято посещать могилы близких и родных, а на богослужениях зачитывать имена усопших и включать их в общую молитву общины. Ведь Библия несет нам весть о том, что в конце времен грядет Иисус Христос, который будет судить живых и мертвых. На службе в молитвах мы просим о пришествии Христа и наступлении Царствия Божьего (Откр. 21,1-7 и Мат. 25,1-13).
Воскресенье усопших – смерть является дня нас ощутимой внешней границей жизни, последним, что происходит в жизни человека.
Воскресенье вечности – человек с благодарностью встречает каждый новый день жизни, находя в нем свое утешение, когда страх перед смертью овладевает им.
Воскресенье о Судном дне напоминает людям последнее слово Бога, которое Он произнесет в конце времен.
Последнее воскресенье церковного года – в один прекрасный день наступит последний день и в нашей жизни. Отведенный нам жизненный путь становится с каждым днем короче. Поэтому нам следует жить по принципу, что сегодня – первый день остатка жизни.
В записках, которые мы подаем пастору перед богослужением, в лютеранской традиции указывается:
- имя и фамилия усопшего/усопшей,
- дата и место его/ее рождения и смерти,
- особые обстоятельства (если имеются): скоропостижная смерть, ветеран, репрессированный, особые заслуги, необычная биография и т.п.
Всегда можно в тишине самостоятельно помянуть умершего родственника или близкого, зажигая до или во время богослужения молитвенную свечу. Это можно сделать и дома.
Поминание — это не магический акт. Прося о поминании на богослужении близкого человека, вы не оказываете ему некую «услугу», а предлагаете всей общине разделить вашу скорбь о близком и благодарность за то благословение, которым он был для вас в жизни.
Мы можем утешить себя тем, что смерть, похороны и могила не являются конечным пунктом человеческой жизни. Мы можем утешить себя тем, что наша печаль, невозможность отпустить от себя человека и боль прощания – не последние чувства, которые нам доведется испытать в этой жизни.
Мы можем утешить себя, что расставание с ушедшими от нас людьми всего лишь временно, ибо нас всех ожидает совместное будущее пред лицем Божиим.
Давайте это помнить!
P.S. в 16.00 состоится органный концерт Бориса Самуиловича Казачкова, посвященный Воскресенью Вечности.
На фото - надгробная плита Марии Магдалены Лангханс, жены священника из Хиндельбанк, Швейцария, которая умерла при родах.