Второго марта в устье реки Смоленки, у дома номер 30 по улице Кораблестроителей на Васильевском острове жители обнаружили 11 фрагментов исторического надгробия. Массивный гранитный куб, бывший некогда основанием креста и надгробием для четверых усопших, был профессионально распилен и выброшен в кусты. Гулявшая с собакой местная жительница обратила внимание на камни странной формы и надписи готическим шрифтом. Неравнодушные граждане и общественники, коих много на нашем острове, сразу же подключились и уведомили общину Св. Екатерины. Совместными усилиями мы предположили, что это надгробие семьи пастора Швиндта (Schwindt). А когда мужчины сложили камни по порядку, оказалось, что предположение было правильным, и некогда под этим камнем покоились: пастор лютеранской церкви в Малых Колпанах под Гатчиной Пауль Теодор Габриэльссон Швиндт (Paul Theodor Gabrielsson Schwindt) (1813-1876), служивший в приходе с 1856 по 1876 год, супруга пастора Анна Аманда Карлсдоттир Швиндт (1829-1884), урожденная Алопэус (Alopaeus), мать восьмерых детей, их сын Пауль Александер Швиндт (1854-1884), инспектор Колпанской лютеранской семинарии и младенец Юлиус Швиндт, трех лет. Их имена, даты рождения и смерти написаны на каждой стороне надгробия.
И здесь появилась масса вопросов. По словам специалистов кладбищенских дел, камни и надписи выглядят так, что они хранилась в помещении. Но как они преодолели расстояние от Гатчины до устья Смоленки, где находились почти 50 лет после закрытия кладбища, кто положил их на улицу и зачем распилил? Пока решался вопрос и том, что же делать с находкой, жители организовали присмотр и спугнули двоих рабочих, представившихся сотрудниками общественной организации, приехавших забрать камни. Государственные инстанции от камней отказались. Поэтому было решено, не дожидаясь ночи, чтобы не утратить обретенные удивительным образом свидетельства истории вновь, мы отвезли их в церковь Св. Екатерины на Большом проспекте ВО д.1, и оповестили настоятеля лютеранского прихода в Малых Колпанах, пастора Владимира Биткина. Также в своей церковной группе в соцсетях мы распространили информацию из группы «Парк на Смоленке», и почти сразу откликнулся дальний родственник семьи Швиндт. В церковной среде приняты браки между семьями пасторов, и вот через эту череду супружеских пар люди часто приходились друг другу родственниками. Еще один представитель семьи, младший брат Пауля Александера Иоганн Эдуард был пастором в Ижоре и Молосковицах.
А тем временем продолжались поиски информации. В них принимали участие Ольга Витвицкая, Татьяна Жильцова, Юлия Штельмахер, Иван Серапин, Елена Марусина, Леонид Евдокимов и другие неравнодушные люди.
Малоколпанское кладбище ныне утрачено полностью. Оно уничтожено в 1975-76 г.г. На его месте был построен завод металлоизделий и пиротехники «Авангард», территория кладбища перепахана бульдозерами и залита асфальтом. Основано кладбище было в 1640 году при церкви сначала деревянной, а после строительства каменного здания кирхи, освященной во имя Апостолов Петра и Павла при императоре Павле I в 1800-1801 г.г. – при нем, с южной стороны. На нем хоронили местных прихожан, иностранных служащих Гатчинского дворца, военных, дворян, героев войн и пасторов, и семья Швиндт не единственная из служителей церкви. Современники отмечают, что кладбище было очень богатым, и до революции 1917 года являлось историческим достоянием, которое бережно сохраняли. Сегодня часть надгробий и склепов находится под асфальтом, часть стала фундаментом цехов завода, часть была вывезена и свалена за деревней в Парицком карьере. Так утрачены могилы семьи Алопэус – местных дворян, один из представителей семьи был генералом артиллерии, героя войны 1812 года фон Дрейлинга, семьи пасторов Елгеин – отца и сына, предшественников Швиндта, пастора, доктора философии Фридриха Зейдера и его супруги Людвиги, придворного садовника Гакета, пастора Иоганна Майнтеля, придворного художника академика Меттенляйтера, его сына, тоже художника, и супруги. А также коменданта Гатчины, героя войны 1812 года фон Роппа, героев русско-турецкой войны доктора Паукера и доктора фон Шкотта, няни детей императора Александра III Франкелин, и многих других достойных людей.
В октябре 2018 года завод взорвался. Горели и разлетались во все стороны бенгальские огни и фейерверки, а также осколки стекла и камней, куски арматуры. Погибло пять человек. По всей округе выбило стекла, повредило крыши. Здание церкви частично закрыло собой деревенские дома.
Вот тут - прекрасная передача об этом событии.
Найденное надгробие скоро займет свое историческое место в Малых Колпанах, и с ним в кирху вернется часть утраченной истории. В этом одна из задач церкви – хранить память и молиться за усопших, удел вечности. Покойтесь с миром, семья Швиндт.