Притча о сеятеле
Дорогие братья и сестры!
На нашей церковной крыше растет березка. Один Бог знает, откуда появилось и где маленькое семечко нашло горсть почвы среди железа и камня, как выжило и укрепилось. Конечно, за годы борьбы с ветром и морозом, не имея возможности расти в полную силу, оно осталось маленьким и узловатым. В то время, как его собратья в лесу выросли большими и сильными деревьями.
Эта притча – ключ к пониманию всех остальных. Об этом же свидетельствуют и слова Христа «не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?» (Мк. 4,13).
Зерно уходит в землю, словно в смерть. Но не всем семенам доводится упасть именно в землю. И дать плоды.
Нам не дано видеть то, что происходит под землей, и можно только восхищаться или ужасаться тем, что проросло на поверхность.
В нашем тексте зерна странного сеятеля падают на камень, среди терниев, и на дорогу. А еще приходит дьявол, и уносит их.
Так Слово Божие в наших душах находит весьма странную почву, и прорастает, рано или поздно. Иногда и камни, и тернии, и лукавый искуситель выпадают на долю одного человека.
Сеятель сеет, и семена падают так близко друг от друга. Человеческая близость зачастую неудобна, нежелательна. Иногда нам проще облечь свое сердце в камень, чем дать кому-то ранить себя или даже убить. Лучше иметь каменное сердце, чем растерзанное и разбитое. Лучше равнодушное ко всему, сплетенное из терниев, чем больное и с трещиной всего мира поперек. Иногда тернии кажутся хорошей защитой наших внутренних границ от чужого бесцеремонного вторжения. Мы ведь так уязвимы, и так хотим защитить свои мечты, чувства, желания, самую свою суть. Иногда мы полностью доверяемся кому-то, и перестаем быть собой. А потом живем с болью предательства. И погибаем.
Если мы погибаем, значит, семя готово дать росток.
И на камнях растут деревья, тернии вырваны с корнем, дьявол повержен.
В любом случае семя умрет. Но даст ли плод? И какой?
Странствующий философ 18-го века Григорий Сковорода говорил, что душа делает сено травой, дрова – деревом. Душа делает мертвое живым.
Но и сено некогда стало первыми пеленками Христа, а тернии – венком для Него на Кресте, символом спасающих нас страданий Бога, и мертвые деревья – Крестом. Он же победил смерть.
Его победа и дала тот самый сторичный плод – Церковь. Она посеяна Христом, собрана из камней, ставших живыми. Полита Его кровью и кровью Его учеников. Омыта водой Крещения.
Как узнать, что почва подходит? Примем совет Апостола Павла. А именно – почва хороша, если получается быть терпеливыми и все выносить, делать дела милосердия, не завидовать, не превозноситься над другими и не гордиться, не бесчинствовать и не раздражаться, не желать зла, не искать своего, не лгать и не терпеть чужой лжи, верить, надеяться, решать все вопросы с любовью, даже незначительные, и все это – не время от времени, а постоянно.
Вы – лучший плод. Мы все – часть Церкви, и часть ее – в каждом из нас.
Сын Божий не перестает всегда сеять в наших душах: Он сеет добрые семена не только тогда, когда учит, но и через мир и те явления, которые совершаются с нами и около нас. «Насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог взращающий» (1 Кор. III, 7).
Чем больше шрамов незаживших на сердце, тем глубже в него все проникает. Есть люди, у которых сердце вспахано глубоко — страданием и состраданием, любовью, горем, одиночеством, отсутствием Бога. В такое сердце Божие семя слова падает как в добрую землю, глубоко пускает корни, оживает всем опытом жизни этого человека, и страданием, и радостью — всем питается, и прорастает, и приносит плод.
С Божьей помощью мы понимаем, что значит любить ближнего, как самих себя. Учимся любить себя. Любить — значит быть готовым делать всё возможное для себя, и для того, чтобы любимый человек наполнился счастьем, рос в полную меру своих возможностей, и чтобы вместе с ним зерно веры росло и в нас. Как писал Некрасов: «Сейте разумное, доброе, вечное».
Любовь изменяет нас. Мы – соль этого мира. Вот цель и предел. Вот какой почвой мы станем, желая принести плоды, на которые рассчитывает мир. И даже более того. Постоянные упражнения в любви дают силу тем, кого Господь называет солью мира. Без нас мир был бы совсем другим.
Зная, как трудно вырастить и вырасти, сможем ли мы подсечь корень или уничтожить плоды, которые принес кто-то другой?
Мы оставим березу на крыше церкви. Даже, если начнется реставрация кровли. Потому что природа этого дерева уже немыслима без наших стен и ваших молитв, без музыки органа, что всегда звучит прямо у его корней. Та почва, которую смогла дать деревцу наша церковь, совсем не та, что в парке или в лесу. Там оно уже может не выжить. Да и вряд ли для него найдется лучшее место.
Аминь.