Иоахим Кристиан Грот (Joachim Christian Grot)

Церковь Св. Екатерины

Пастор, настоятель нашей общины с 1764 по 1799 г., ИОАХИМ КРИСТИАН ГРОТ (JOACHIM CHRISTIAN GROT) родился в Плоне, Голштиния, 26 июня (14 июня) 1733 года. Сын герцогского поверенного и полицеймейстера Кристиана Грота и дочери придворного проповедника Иоакима Шмиттена Елизаветы Екатерины Доротеи. В 1766 году женился на Кристине Сюзанне Энгельхардт, дочери доктора медицины Николауса Энгельхардта. После ее смерти в 1783 году вновь женился в 1785 году на Анне-Марии Хавеманн. Изучал теологию в Иене. 31 декабря 1754 года защитил кандидатскую диссертацию в Киле. Работал домашним учителем и состоял в местном «Обществе изящных наук». В 1758-60 г.г. был секретарем генерал-губернатора барона фон Корфа в Кенигсберге во время Семилетней войны. Там же познакомился с профессорами университета, подружился с известным юристом и писателем Гиппелем и приват-доцентом Иммануилом Кантом, и смог совершенствовать и развивать свои и без того обширные познания. Также он познакомился с будущим фаворитом императрицы Григорием Орловым. В 1760-62 г.г. – домашний проповедник семьи фон Корф и ассистент в Ораниенбауме в голштинском полку. В 1763-64 г.г. служил в Нарве, там ординирован. Пользовался неизменной благосклонностью императрицы Екатерины II. В Петербурге он особенно сдружился с академиком Эйлером, профессором истории Шлецером и библиографом Бакмейстером. Свою первую проповедь в нашей общине он произнес 12 декабря 1764 года. Ему был 31 год. И прослужил после этого 35 лет, до самой смерти. В ранние годы своего служения пастор Грот собирал на свои проповеди слушателей со всего города, и не только лютеран. В проповедях он живо иллюстрировал и обсуждал насущные общественные и государственные вопросы. В частности, против революционных событий во Франции и народовластия. Также он размышлял о пасторском призвании. Он много писал, и ряд его трудов вошел в каталоги, словари и научные комментарии. С 1797 года – пропст и старейшина городских протестантских общин. До создания Консистории в Петербурге существовал неформальный орган, основанный пасторами Трефуртом, Гирберти, Нациусом, Рихтером и Леванусом, чтобы обсуждать различные практические вопросы деятельности общин Св. Екатерины, Св. Анны и Св. Петра, а также финской и шведской общин. Например, разводные дела, конфликты в среде лютеран, вопросы содержания проповедей и сборников хоралов и т.п. В этом кругу пасторов избирался старейшина, или сениор.

При нем была построена каменная церковь Святой Екатерины. Строительство закончилось в 1771 году. В 1775 году основал при церкви Св. Екатерины общество вспоможения в случае смерти. Ввел практику страхования жизни. Общество просуществовало до 1808 года. Поддержал своими проповедями кампании по прививке оспы 1769, 1770 и 1771 годов: «Kanzelvorträge über die Blattereinimpfung, veranlasst durch das jährliche Dankfest wegen ihres glücklichen Erfolgs an Ihro Kaiserliche Majestät Katharina der Zweiten und an Sr. Kaiserlichen Hoheit Paul Petrowitsch, nebst einem Beytrage zur Geschichte der Blattereinimpfung in Russland, und einem Anbange über die Tödtlichkeit der Pocken in Petersburg, zur Untersuchung der Frage über ihre Unschädlichkeit in Russland». Писал брошюры об устройстве Катариненшуле. По совету Шлецера внедрил табличные формуляры церковных книг, которыми церковь пользуется до сих пор. Он всегда посещал прихожан, особенно беспокоился о больных, немощных и малоимущих.

Его усилиями и стараниями в сборе средств было построено каменное здание церкви. При закладке медной таблички в фундамент пастор произнес речь: «Мы переживаемъ сегодня, говорилъ пасторъ въ своей рѣчи, достопамятный день, когда кладется основной камень этого зданія, подъ покровительствомъ Монархини, которая въ своемъ величіи гнушается всякаго насилія надъ совѣстью, и при различіи въ вѣроисповѣданіи, не дѣлаетъ различія въ благодѣяніяхъ, которыми осыпаеть своихъ подданныхъ; этотъ день для насъ тѣмъ болѣе знаменателенъ, что мы отъ Нея Самой получили разрѣшеніе дать этому храму имя Екатерины, долженствующее вызывать благоговѣніе въ самомъ отдаленномъ потомствѣ».// Nachricht von einer neuen Einrichtung der Katharinenschule in der 2-ten Linie auf Wassiley-Ostrov (St.-Petersburg. Journal, Sept. 1779.), St.-Petersb. 1780 (вышла во 2-мъ изд. на русск. языкѣ). — Rede, die bei der am 3-ten Junius 1786 vorgenommenen Prüfung der Katharineuschule und bei der Niederlegung des Amtes ihrer Lehrer gehalten wurde, Reval. 26 января 1771 года состоялось торжественное освящение нового храма. По случаю этого события пастор Грот написал прекрасную проповедь, исторический очерк и кантату, которую положил на музыку композитор Палшов. Пастор с юности совершенствовался в написании церковной лирики и драматургии. Его имя внесено в старейшие списки российских писателей.

Составил записки о религиозной свободе для иностранцев в Российской империи - Bemerkungen über die Religionsfreiheit der Ausländer im Russischen Reich; // Санкт-Петербург — Лейпциг, 1798. Там же содержится его автобиография. Известный проповедник (несколько томов проповедей, пасторских бесед - «Petersburgische Kanzelvorträge», и сборник песнопений (новое издание 1773 года, куда вошли 57 песнопений самого пастора Грота, вышло в соавторстве с пасторами Вольфом и Рейнботом) В 1793 году Грот из дал собственный сборник песнопений, переделав 25 из прежниз 57 хоралов, и добавив к ним еще 125, также собственного сочинения. // Petersburgische Sammlung Gottesdienstlicher Lieder für die öffentliche und häusliche Andacht evangelischer Gemeinen, St. Petersburg, 1703. И Beitrag zur Beförderung der Gottesverehrung und guter Gesinnungen in Religionsliedern, von Ioachim Christian Grot, Leipzig und Königsberg, 1793.

Наследуя традицию пастора Бюшинга, пастор Грот стал автором книги по истории протестантизма в России – его первый опыт посвящен нашей (его) общине - «Beytrag zur Geschichte der Evangelisch-Lutherischen Kirchen in Russland, nebst einigen Erbauungsreden, welche die Aufrichtung der Katharinen-Kirche veranlasset hat», Mitau u. Hasenpoth, 1772. Скончался в Петербурге 22 декабря 1799 года. Родоначальник семьи, давшей России ряд известных государственных деятелей и ученых.

На табличке в изголовье его гроба было написано: Dem Redlichen, der nur nach ernster Prüfung lehrte, Selbst was er lehrte, strenge that, Doch Andern Nachsicht gern und Duldung gern gewährte; Heil Ihm! — die Ernte folgt der Saat!

На его мраморном памятнике прихожане и конвент оставили такую эпитафию:

Es ruhet hier, der fest auf Gottes Felsen stand,
Ernst, was er lehrte, that, mit Eifer Schonung band;
Die Ihr das Gute ehrt, о weinet Seinem Namen;
Nein! ehrt ihn würdiger: bestrebt euch — nachzuahmen!