Страдивари - людям

7 марта

Сердечно приглашаем всех!

7 марта в 19:00. По адресу: Большой пр. ВО, д. 1а

В программе: Сезар Франк, Камиль Сен-Санс, Пабло де Сарасате.

Исполняют:
Лоренцо Меравилья - скрипка (Италия)
Андреа Каркано - фортепиано (Италия)

Программа исполняется на скрипке Антонио и Омобоно Страдивари (1730-1740).

Билеты можно приобрести перед концертом.



ЛОРЕНЦО МЕРАВИЛЬЯ, скрипач

Лоренцо Меравилья родился в Сан-Витторе Олона, небольшом итальянском городке недалеко от Милана, и недавно благодаря его огромному успеху в Италии и за рубежом ему было присвоено звание Почетного гражданина. Признавая выдающиеся способности и виртуозное мастерство музыканта, Миланский струнный оркестр «Accademia Concertante» избрал Лоренцо Меравилью лидером и главным действующим лицом проекта «Страдивари людям», цель которого – поведать широкой публике о достоинствах скрипок, созданных Антонио Страдивари, величайшим скрипичных дел мастером всех времен и столетий. Страдивари и его творения являются неотъемлемой частью итальянской музыки и итальянской культуры, распространившейся по всему миру.

Меравилья родился в музыкальной семье: его мать была пианисткой и преподавателем музыки. Уже с пятилетнего возраста он демонстрировал выдающийся талант и музыкальную интуицию, предвещающие блестящую карьеру.

Лоренцо Меравилья успешно закончил консерваторию (музыкальную академию) в Милане в возрасте 18 лет. В качестве солиста он выступал на нескольких музыкальных фестивалях, участвовал во многих итальянских радиопрограммах (Radio Classica, Cremona1, Studio1 и др.), а также в важных культурных событиях, таких как «Milano ricorda la Shoah» (Милан помнит о Холокосте) и торжественном открытии выставки Шагала в Палаццо Реале в Милане.

В качестве солиста в сопровождении оркестра он выступал в Милане, Павии, Пьяченце, Парме и Реджо-Эмилье. С 2015 года музыканту удалось выступить в самых престижных концертных залах, как в Италии (в Милане, Турине, Комо, Мессине), так и за рубежом (на Мальте, в Дубае и в США) совместно со знаменитым пианистом Андреа Каркано.

Последний концерт его американского тура 2018 года состоялся в Карнеги Холле в Нью-Йорке в сопровождении струнного оркестра «Accademia Concertante».

Предпочитая исполнять музыкальные произведения романтического репертуара, Лоренцо Меравилья посвятил себя поиску незаслуженно забытых музыкальных произведений и ранних редакций более известных произведений, впервые открывая их благодарной публике.

Недавно Лоренцо Меравилья был награжден престижным призом Ротари-клуба «Пол Харрис».

Во время своих выступлений он обычно пользуется инструментом, созданным Джованни Джорджио Танниньяром в 1743 году (предоставленным ему из престижной американской коллекции) и различными скрипками Страдивари огромной ценности.


АНДРЕА КАРКАНО, пианист

Андреа Каркано, уроженец Милана и ученик Бруно Канино, обладает большим опытом выступлений в различных концертных залах Италии. Совместно с ансамблем «Entr'acte Ensemble» он участвовал в концертных программах театра Арчимбольди в Милане, а затем в четырех сезонах театра Ла Скала. С «Accademia Concertante» под руководством Мауро Ивано Бенальи он, совместно с итальянским виолончелистом Р. Филиппи исполнял концерт Людвига ван Бетховена для скрипки, виолончели и фортепьяно (так называемый «Тройной концерт») в театре Нуова Фениче в Венеции. Затем он также выступал в качестве солиста при исполнении концертов для фортепиано Моцарта, Гайдна, Мендельсона и других произведений, таких как «Хоровая фантазия» Бетховена, «Большие бравурные вариации на тему "Фра Дьяволо"» Черни и «Свадебный торт» Сен-Санса. Совместно с Лоренцо Меравилья и другими музыкантами оркестра он также исполнял некоторые камерные произведения Шумана, Форе и других. Он исполнял Шестую сонату Прокофьева на музыкальном фестивале в Стрезе и Концерт соч. 35 Шостаковича на юбилее композитора в 2006 году совместно с симфоническим оркестром Фриули – Венеции-Джулии. Он также (вместе с тремя другими пианистами) играл пять «Венгерских рапсодий» Листа для проекта «Полная версия» в Турине, Болонье и Варезе.

В 2010 году известный итальянский пианист Мишель Кампанелла пригласил Андреа Каркано исполнить ранние произведения Листа в Auditorium Parco della Musica в Риме во время концертов, организованных Международным обществом Листа.

Андреа Каркано выступал в Швейцарии, Лихтенштейне, Франции, Чехии, Испании, Словении и Германии. В 2013 – 2016 годах он провел четыре турне по США, а также концерты камерной музыки в Нью-Йорке, Филадельфии, Кливленде, Чикаго, Буффало, Цинциннати, Хьюстоне, Новом Орлеане, Балтиморе, Чарльстоне и др. городах. В 2015 и 2016 годах он также выступал в Дубае, а в 2018 – в Тунисе. Завершающим концертом его американского турне 2018 года стало выдающееся выступление в Карнеги Холле в Нью-Йорке в качестве солиста в сопровождении струнного оркестра «Accademia Concertante».

Андреа Каркано преподает фортепиано в консерватории/университете Алессандрии (Пьемонт).


ОМОБОНО СТРАДИВАРИ 1730-1740

Эта драгоценная скрипка была создана в Кремоне в 1730-1740 гг. Антонио Страдивари и его сыном Омобоно, искусным реставратором и резчиком, что подтверждается богатым собранием документов, связанных с этим инструментом.

Эта скрипка является частью очень ограниченного собрания инструментов, созданных в скрипичной мастерской Страдивари в период, охватывающий всего несколько лет, начиная с 1730 года, о которых говорили, что они «обладают потрясающим голосом». Среди ее характерных особенностей наиболее важными являются ее высокая степень сохранности, включающая даже в значительной степени сохранившийся первоначальное золотисто-оранжево-коричневатое лаковое покрытие, особенно на нижней части скрипки.

Головка и особенно завиток, судя по характерным штрихам и тщательности проработки, представляет собой работу Омобоно Страдивари.

Сохранилось очень небольшое количество его работ (все они зарегистрированы и внесены в каталог), и они являются объектом вожделения как для многих богатых коллекционеров, так и для известных музыкантов, благодаря своему несравненному звучанию и тембру.

Владелицей одной из скрипок Омобоно Страдивари, датировавшейся 1730-м годом, также являлась французская скрипачка Жинетт Невё, победительница конкурса им. Генрика Венявского в Варшаве в 1935 году (россиянин Давид Ойстрах занял тогда второе место).

В своих турне она пользовалась как своей драгоценной скрипкой Страдивари, так и другой скрипкой, созданной Гваданини. Инструменты перевозились в двойном футляре, выполненном специально по размеру и с большой тщательностью. Помимо скрипок там также находились два смычка, один из них – модели «Fleur-de-Lys» знаменитой британской фирмы «W.E.Hill & Sons».

Однако творческая карьера Жинетт Невё оборвалась в момент наивысшей славы, когда самолет Constellation авиакомпании Air France, который должен был доставить ее в Нью-Йорк для выступления в Карнеги Холле, потерпел крушение над горой Редондо на острове Сан-Мигел в Азорском архипелаге.

Вместе с ней в этой трагедии погибли ее брат и неизменный аккомпаниатор Жан, знаменитый боксер Марсель Сердан (любовник Эдит Пиаф) и еще 45 человек.

Специальная комиссия, немедленно посланная на место аварии, обнаружила только пустой футляр, покрытый царапинами и сломанный смычок. Однако… на краю деревни, расположенной чуть дальше вдоль дороги, из бедной хижины доносились звуки скрипки. Когда они постучали, скрипка умолкла, дверь открылась, и они увидели старика, держащего в руках инструмент и смычок, отделанный золотом и черепаховым панцирем. «Он ваш?» «Нет, я нашел его», - ответил старик. Комиссия немедленно выхватила у него смычок, а древняя по виду скрипка осталась у старика в руках…

(из романа Адриена Боша «Constellation», 2016 г.)

На вопрос о скрипках, Этьен Ватло, скрипичных дел мастер, работавший с Невё, официально ответил: «Скрипка, на которой играл тот мужчина, была так стара, и играл он на ней так плохо, что она не могла представлять какую-либо ценность».

(цитата из статьи «Что случилось со Страдивари Жинетт Невё» в журнале The Strad от февраля 2013 года)

Не было найдено ни следа обеих скрипок, за исключением завитка от скрипки Гваданини, опознанного много лет спустя Этьеном Ватло во время телевизионной программы «Le Grand Echiquier» 30 июня 1982 года.

Скрипка же Омобоно Страдивари исчезла совершенно бесследно, и никто не слышал о ней с того времени.