Долгая дорога скорби и надежды

Долгая дорога скорби и надежды

Левашово теперь не так далеко от города. Сразу за высоким зеленым забором начинаются дачи и живописные места отдыха петербуржцев.
Долгие годы забор защищал людей от тайны зла, которое с неизбежностью вышло из небытия смерти, боли и предательства.

Немцы, финны, ингерманландцы, эстонцы, латыши, литовцы, белорусы, украинцы, молдаване, евреи, ассирийцы, татары, норвежцы, итальянцы, поляки, русские… Люди, говорившие на разных языках, и люди, вовсе не говорившие и не слышащие, но жившие в мире между собой… Они лежат здесь в общих могилах, надежно укрытых от посторонних глаз выросшими деревьями и привозным морским песком. Они ждали. Ждали, что память приведет их потомков сюда, и правда окажется сильнее архивных грифов и бездушного молоха. И дождались.

13 июня 2018 года, по старой традиции, сюда пришли лютеране, пасторы и прихожане общины Святой Екатерины, чьи предки – латыши и эстонцы, стали жертвами репрессий в тридцатые годы и кампаний по депортации 40-х – 50-х годов прошлого века.

13 июня 1941 г. комиссар внутренних дел Л. Берия подписал «План мероприятий по транспортировке, размещению и обеспечению трудоустройства специального контингента, подлежащего депортации из Литовской, Латвийской, Эстонской и Молдавской ССР».

Янис Ритварс в своей статье, посвященной этим процессам, приводит ужасающие цифры потерь: «В результате двух кампаний, проведенных в 1941 г. и 1949 г., без суда и следствия из Латвии были депортированы 58 557 человек. В итоге, … по меньшей мере 189 931 человек в Латвии подверглись репрессиям по политическим причинам». Многие семьи до сих пор ощущают боль утрат и переживают последствия гонений – лишение прав человека и гражданина, сиротство, оскорбления, отсутствие высшего образования, забытый родной язык и традиции. Несмотря на всеобщий страх и молчание, различные общества, такие, как «Мемориал», национальные «народные союзы», музеи геноцида, депортации и оккупации, музей Истории ГУЛАГа, книги историков, воспоминания выживших пасторов, личные свидетельства прихожан и наших гостей и друзей из Латвии и Эстонии, а также такие документальные и художественные фильмы, как «Гадание на бараньей лопатке», «Крестный путь», пьесы и стихи, не дали забыть историю  народа и государства.

Национальные землячества Санкт-Петербурга, консульские учреждения, профессиональные союзы и объединения, общественные организации, с 1990 года, после открытия Левашовского полигона, установили памятники и мемориальные кресты на местах расстрелов и захоронений 1918-1954 годов. По данным управления ФСБ по СПб и ЛО, на пустоши захоронены 19450 человек. По другим данным – около 46 тысяч. Офицеры и солдаты Первой Мировой, ученые, поэты и писатели, политики, врачи, священнослужители и прихожане, музыканты, рабочие, учителя… Социально чуждые, общественно активные, образованные, и потому опасные.

Наша община потеряла здесь 23 человека. Возможно, больше. Как точно назвала в своей речи украинский консул Леся Лозинская эти места: кровавая паутина кладбищ. В настоящее время мы ведем исторические изыскания, которые позволят нам вспомнить тех братьев и сестер, кого затронули и уничтожили репрессии.