Коронный номер, или Гимн врачам

Речи о прививании от оспы. Титульный лист

«болезнь его бы­ла так сильна, что не осталось в нем дыхания» (3 Цар. 17:17)

«Во всех делах твоих будь осмотрителен,
и никакая болезнь не приключится тебе»
(Сир. 31:26)

В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, которую мы считаем апокрифом, тем не менее, содержатся мудрые советы, актуальные для людей вот уже более двух тысяч лет. В 38 главе содержится так называемый «гимн врачам». Библия сохранила свидетельства исцеления слепых, прокаженных, бесноватых, парализованных, и даже воскресения умерших Христом, однако слова сына Сирахова, который, по преданию, был не только знатоком закона, но и лекарем, именно о простых, земных врачах, которые посвящают свою жизнь другим людям. Иисус-бен-Сирах наставляет в уважении к этим незаметным и незаменимым труженикам, призывая ценить их служение и умения. Конечно, он наставляет и в том, что молитва и отказ от греха спасают и исцеляют. Но призывает не пренебрегать врачами и их средствами, которые взрастила земля и которые являются частью творения.

«Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли излечения, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен».

Некогда один из пасторов нашей общины, Иоахим Кристиан Грот, написал ряд проповедей, где отстаивал необходимость прививок во время эпидемии оспы: проповедь о законности прививки оспы на общих основаниях (издана: Митава, 1770 год), проповедь о законности прививок в особых случаях (1771 год), проповедь о законности прививок оспы из уважения к долгу перед Богом (Ревель, 1772). Также они издавались с общим названием: «Речи с кафедры о прививании оспы, вызванные благодарностью и ежегодным празднованием счастливого исхода для Ее Императорского Величества Екатерины II и Его императорского Высочества Павла Петровича. Добавлено как часть истории прививания в России, и с приложением о летальности оспы в Санкт-Петербурге, к изучению вопроса о безвредности прививок». Чтобы убедить подданных делать прививки и остановить эпидемию, императрица подала личный пример, сделав их себе и своему сыну и наследнику.

В своих проповедях пастор Грот ссылается на стих из Быт. 45:7 – «Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением», определяя тем самым роль пастора, священника, чьему авторитету доверяют прихожане. Тогда людей волновала стоимость средства, а также связанные с его употреблением перспективы и преимущества. Эпидемию оспы рассматривали, как зло, с которым нужно бороться. Как очередное зло в истории человечества. Успех в данном случае связывали с тщательным изучением природы явления, с исследованием миллионов случаев в разных странах на протяжении всей второй половины XVIII века. Страшным фоном для проповедей послужил и Чумной бунт 1771 года в Москве. Пастор ссылается на результаты экспериментов и приводит слова известнейших врачей, описывает случаи в Германии, Англии. Свидетельства и опыт различных врачей показали, что неконтролируемое безудержное распространение заразы наносит колоссальный ущерб и требует лучших средств лечения. Наблюдения показали, что в среднем выживала лишь треть заболевших. Болезнь оставляла уродливые отметины на лице, распространение вируса зависело от погоды, качества воздуха и времени года, а также ряда других обстоятельств, в том числе индивидуальных свойств и состояния организма, и свойства источника заражения - «острота и едкость оспяной отравы» была разной. Обычно умирали на седьмой день от «холодного огня» - лихорадки, а все усилия врачей сводились к тому, чтобы поддерживать жизнь больного в течение этих семи дней или продлить их до десяти, чтобы он мог завершить свои земные дела. И оставалось только доверять опыту и знаниям врачей, изучающих все условия и симптомы. Зараза передавалась через кожу в прикосновении, но проявлялась не сразу, а постепенно распространялась при кровообращении. Пастор отмечает, что в большинстве случаев к смерти приводит пища, а не питье, что чистота в жилищах предотвращает заражение, а длительный отдых ослабляет организм. Плохо принимать множество лекарств, также нехорошо принимать не те лекарства и неправильное лечение, и важно пригласить врача в самом начале болезни, не затягивая. Пастор напоминает слушателям, что Господь на протяжении своих отношений с народом Израиля, давал им предписания о чистоте, пище и питье. И это не ново и для христиан. Даже такой прозаический пример, как из Второзакония, 23:11-13 - «а при наступлении вечера должен омыть тело своё водою, и по захождении солнца может войти в стан. Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею яму и опять зарой ею испражнение твоё». И также пример Апостола Павла из его Первого Послания к Тимофею (5:23): «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов». И, несмотря на эти библейские примеры, пастор признает, что материи, о которых он говорит с кафедры в эти дни, непривычны для церкви, однако же касаются каждого прихожанина и гражданина, ради спасения жизней детей и близких, и ради мира в государстве. Господь наблюдает за нашими судьбами и нашими жизнями, но многое зависит и от того, как мы себя поведем и что предпримем. Завершается проповедь словами: станьте благотворителями для своих детей, спасите их, спасите их счастье, спасите их здоровье, спасите их жизни.

Нынешние времена сильно подкосили людей. И бессмысленно делать вид, что все хорошо, или вот-вот будет. Возврата к прежнему миру уже нет. Болезнь – только малая часть изменений. Люди перестали слышать и видеть друг друга. Человеческие черты стираются, и все больше страшного выходит наружу. Уже не только старушки, но и молодые мужчины считают мелочь в кулаке, стоя на кассе в магазине, а матери все чаще отводят детей от полок с самым простым товаром. Люди сами влетают под колеса машин, не глядя. Детей не учат правилам, которые могут спасти им жизнь. Человек человеку не просто волк, но волк голодный и злой. Так мало любви. И так много жаждущих ее. Но им предлагают эрзацы на пальмовом масле и с усилителями вкуса. Хочется верить, что в этом времени откроются и новые возможности. Но не все, к сожалению, смогут ими воспользоваться. Вирус и пандемия обнажили слабые места общества, государства, церкви и каждого человека. Удастся ли справиться с этой слабостью? Найти правильные ответы и пойти туда, где наше общее благо и спасение? Да и есть ли у нас общество (а это община, только одна на всех), государство, и есть ли церковь? И сколько человеческого в каждом человеке?

Сила в немощи. Где же наша сила духа, которая сделает возможным многое, если не невозможное? Мы ждем, что поможет Бог. А как он придет, если не соберутся двое, трое…

И придет ли Он, если они соберутся on-line? Все эти вопросы – отражение нашей тревоги перед внезапно открывшейся опасностью внезапной и неизбежной смерти и вечного небытия. Мы наконец-то воочию убедились, что со всех сторон окружены смертью, как сказано строками хорала – «всюду среди жизни смерть нас окружает».

Идет множество споров – прививаться, или нет, вернуться к свободе передвижения и доступа в рестораны, транспорт и другие общественные места без масок? Споры и том, причащаться или нет, и возможно ли Причастие on-line. Церковь сейчас почти в той же ситуации, что и столетие назад – ее посещение ограниченно, возможность быть полноценной общиной, казалось бы, утрачивается. Но мы забыли, что даже в те времена, когда церкви закрыли совсем, и верующих под страхом лагерей и смерти принудили отказаться от каких бы то ни было проявлений своих убеждений - общины выжили. Слово Божие сохранило тех, кто не отвернулся от него. И сегодня не следует забывать о силе Слова. Где бы оно ни звучало – по интернету, радио, телефону. По Слову совершается многое, в том числе исцеление – скажи только слово, и исцелится слуга мой (Мф. 8:8). Быть частью церкви, общины – это внутренняя потребность человека. Если ее нет, то никакие уговоры не помогут. А если есть – никакие причины не быть не повлияют. Быть христианином – это или полностью, или никак. Если человек только в церкви называет и ощущает себя верующим, а дома, на работе и на улице у него другая жизнь, другое мировоззрение – то оно и есть истинное для него. Вот многом церковь для людей сегодня – это ролевая игра, для которой они пишут свои простые правила, так и не познав ее природу. И к этим личностным представлениям о церкви добавляется новая мифология и ложная теология, порожденная страхами и угрозами пандемии. Люди во все времена подозрительны и недоверчивы, и намерения властей и врачей всегда встречаются неоднозначно. И чиновников, врачей и церковь часто начинают подозревать в заговоре против «простого народа». Также верующие задаются вопросами, какова природа вируса, наслал ли Бог болезнь за наши грехи, знамение ли это конца света и Второго Пришествия? На вопросы о природе заболевания отвечает не пастор, а ученые, врачи, эпидемиологи, биологи и другие компетентные специалисты. Церковь же говорит о том, в чем смысл происходящего для нашей христианской жизни.

Д-р теол. Мартин Лютер в описании первой части Символа Веры в своем Малом Катехизисе говорит так: «Верю, что меня, как и всех тварных существ, создал Бог, что Он дал мне тело и душу, зрение и слух, разум и чувства, и все члены тела, и сохраняет все это по сей день, и сверх того дарует мне одежду и обувь, пищу и питье, дом и двор, жену и детей, поле и всякое имущество, что Он щедро наделяет меня пропитанием и всем потребным для тела и для жизни на каждый день, ограждает меня от всех опасностей и оберегает от всякого зла – и все это лишь по Своей отеческой, божественной благости и милосердию, без всяких моих заслуг и достоинств». Для Лютера вопросы творения – это вопросы его ежедневных отношений в Богом, повод для благодарности Богу за окружающий мир. И он перечисляет те блага, которые получает в этом мире.

Нынешний настоятель общины, д-р теол. Антон Тихомиров, в такой же ситуации говорит о том, что урок, который мы извлекаем из этой ситуации один – мы должны помогать ближним. В истории исцеления слепорожденного (Ин. 9:1-7) Иисус прямо отвечает на вопрос о причине болезни - не нужно ее искать, а стоит увидеть благодаря ей дела Божьи. Не почему, но для чего. И нам следует спросить и себя – что мы можем сделать в этой ситуации, что увидеть, что сделать. Это не конец света и не его варианты. Мы не должны пытаться обосновать происходящее отношением Бога к нам, но стоит обратить внимание на отношение между нами и Богом в свете происходящего. И здесь не будет понятных, простых, однозначных и логических ответов. Практически любое серьезное потрясение, бедствие в исторической перспективе воспринимается людьми именно так, но это слишком ограниченный взгляд на творение. Ни одно из предыдущих событий, о котором так говорили, не стало началом ожидаемого конца в том смысле, в котором его представляет Писание и христианская традиция. Господь не дает нам знать ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий, но призывает бодрствовать (Мф. 25:13). Его приход – это непредсказуемое событие. Событие, над которым мы не можем обрести никакой власти, в том числе власти предсказывания, приближения его наступления или, наоборот, отсрочки. Предсказать что-то означало бы уже в какой-то мере управлять этим и распоряжаться. Но людям этого не дано, это не в нашей власти. Поэтому относиться к происходящему стоит здраво и взвешенно. В этом контексте эсхатологическое осмысление вполне рационально. И может восприниматься двояко: 1. Оценивая конечность мира, мы принимаем свою ограниченность (мы зависим от множества обстоятельств, над которыми не властны), мы ограничены не просто небытием, но за ним есть нечто большее - Божья любовь, явленная нам в Иисусе Христе. 2. Жить эсхатологически – в ожидании Второго Пришествия, в надежде на Царство Божие – означает, не вставать утром каждого дня в надежде – вот, сейчас. и можно отбросить все повседневные дела и радости, и только трепетно ожидать, но жить, ежедневно являя идеи, идеалы и ценности Царства Божьего окружающему миру и людям. То есть жить так, как будто уже являешься частью Божьего Царства, стараясь изнутри обстоятельств и ограничений реальности являть идеалы любви, милосердия, прощения, помощи и поддержки, заботы. Не ожидая, что это наступит когда-то там, а проживая все это здесь и сейчас. Открывать Царство Божие в себе и для окружающих – это и значит жить эсхатологически, в ожидании Сына Человеческого, который придет взыскать и спасти погибшее. Нам не дано изменить мир, но мы можем привнести в него хотя бы отраженный свет Божьей любви. Сейчас многие особенно нуждаются в помощи – из-за болезни, от ее последствий, последствий карантина, или по каким-то другим причинам. Сегодня есть различные формы волонтерства, группы единомышленников, общины. Есть просто люди, которым нужно доброе слово. Помните о них. Молитесь о них. По мере своих сил помогайте им. Вот наша задача. А не бессмысленные и бесполезные спекуляции, которые ни к чему не приведут. Нам нужно действительно подумать о ближних. И, конечно, стараться сохранить свое собственное здоровье и здравый смысл.

И вновь можно обратиться к премудрости бен-Сираха: «Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его». В сложившейся ситуации с пандемией не стоит пытаться следовать каким бы то ни было теологическим концепциям, и, тем более, мифам и слухам. Доверьтесь людям, которых Господь наделил знанием и поставил лечить и уничтожить болезнь – врачам, медсестрам, волонтерам в больнице. И доверьтесь своим отношениям с Богом и ближними – если в этом мир, то он будет и во всем остальном. Будьте здоровы и благословенны!