Каждый предмет в церкви индивидуален, и колокол – не исключение. И у него есть свой уникальный голос, как у органа или клавесина.
Каждый колокол – это большая тайна. Как может мертвый, тяжелый металл говорить столь прекрасно, живо, чисто и открыто? Не так-то просто звонить в колокол. Он отзывается в сердце. И человек, не верящий в то, что он возвещает, может не выдержать этого зова. Он пробуждает совесть и память, и заставляет поднять головы и смотреть вверх.
Это тоже – музыкальный инструмент. Даже с одним колоколом может получиться величественно. Даже с одним ударом мгновенно раскрывается пространство церкви, и исчезают видимые границы. Это и духовная музыка, и сигнал. Колокол передает звуки природы. В нем звучат все металлы, использованные при отливке, и сама форма, точка и сила удара, да и сам воздух вокруг, в резонирующем пространстве. Это как биение сердца. И в этих ударах – та самая музыка сфер Кеплера, и гармония мира.
Обычно, в правилах изготовления церковных колоколов указывается бронза, сплав меди и олова. Их отливали на века. В трудные времена, особенно во время Первой и Второй Мировых войн, колокола отливались из стали и чугуна. Они звучали более жестко, а чугунные были недолговечны – их срок службы составлял около 50 лет.
Язык обычно делали из кованого железа. А шарик на конце для стальных и чугунных колоколов – из бронзы, для более мягкого удара и приятного звука. Язык крепился на кожаном шнурке, который регулярно смазывали вазелином, чтобы не протирался. К языку привязывали цепи, льняные или шелковые веревки, чтобы раскачивать язык вручную, либо устанавливали на сам колокол раскачивающие механизмы.
Часто в церквях брали на службу слепых звонарей, потому что считалось, что они обладают более тонким слухом.
Деревянная балка или каркас, на котором крепились колокола, тоже смягчали звук.
Пухначев Ю.В. в своей книге «Загадки звучащего металла» писал: «Музыка выразит то, о чем не расскажет слово. А то, что не передаст своей песней ни один музыкальный инструмент, - донесет до сердца каждого колокольный звон».
Наша община не отказалась бы от колоколов в башне. Но у нас в зале все же есть настоящий колокол! Говорят, что язык у него изготовлен из танковой стали, и не очень соответствует по размеру, но мы уже привыкли.
Колокола пришли к нам из Азии, путешествуя с кельтами через Шотландию. Древняя церковь использовала их, равно как и миряне в бытовых целях. Первые литургические трактаты об искусстве колокольного звона принадлежат монахам-бенедиктинцам. В богослужении колокола начали иcпользовать в 6-7 веках. До того применялась деревянная колотушка или лист металла, по которому стучали молотком. Расцвет этого искусства пришелся на 15-16 века.
Сегодня евангелические христиане используют колокола для отбивания молитвенных часов для того, чтобы напомнить верующим об их обязанности вознести хвалу Господу, и чтобы открыто возвестить Евангелие на весь мир, и дать знак, что здесь оно возвещается.
Колокола звонят перед богослужением, созывая общину. Во время чтения молитв и Символа веры, при чтении Евангелия и совершении Таинств – это каждая община решает для себя. Во время свадебных и траурных церемоний. На Крещение. В жизни каждого прихожанина колокола отмечают важнейшие события, и потом напоминают о них.
Важнейшая цель колокола – созывать людей. В дни радости и беды, на помощь, в дни работы и в дни и часы, когда пора позаботиться о душе и вечном спасении. Право использовать колокол определяется важнейшими целями. И на всякую цель есть свой порядок звона. Как правило, он определяется церковным советом. Обычная практика в лютеранских церквях – частые и короткие удары, в основном, с одним колоколом. И в особых случаях – во все колокола. Число колоколов – от 1 до 13 (число олицетворяет вероисповедный символ – 2 - Христос - Бог и человек; 3 – Троица, 4 – число Евангелистов и т.п.).
Удары могут чередоваться по одной или обеим сторонам. С несколькими колоколами начинают маленькие, после 10-15 двойных ударов вступают большие. В конце – наоборот. Односторонние удары применяются в отпевании, символизируя уход навсегда.
В нашей церкви колокол призывает на воскресное богослужение, начинает и заканчивает органную вечерю, сопровождает Крещение и отпевание.
Правила звона таковы, что на воскресное богослужение звонят полным звоном в течение 10 минут за полчаса и за 15 минут до начала. Если в Страстную Пятницу не соблюдается полная тишина, то допускается звук главного колокола (Domina). На Пасху, Новый год, Крещение и Венчание звонят во все колокола 10 минут. Молитвенный колокол звонит каждый день утром, днем и вечером. Утренний звон к молитве - напоминание о Воскресении Христа и жизнь в Его свете (Рим. 13:11-14). Дневной звон призывает к молитве о мире, и к этой полуденной молитве Мартин Лютер написал хорал «Erhalt uns, Herr, bei deinem Wort» (EG 193), а Йохен Клеппер – «Der Tag ist seiner Höhe nah» (EG 457). Вечерний звон(в 18-20 часов) – в народной традиции молитвенный – напоминает всем закат жизни и закат мира. Он созывает всю семью домой, к вечернему андахту и благодарности за день прошедший, просьбе о спокойной ночи, и надежде на день завтрашний. Такой же звон сопровождает молитву «Отче наш» в воскресенье в церкви.
В момент Крещения или чтения «Отче наш» - звонят в определенный колокольчик внутри церкви, однократным ударом или короткими несколькими. Если в церкви есть особая традиция пятничных андахтов в 15.00 – в воспоминание и размышление о смерти Христа, то звонит траурный колокол. Или специальный «крестный колокол» сопровождает часы, в которые, согласно Библии, происходили события Крестного пути Христа (Мк. 15:25; Мф. 27:45-50).
Для тех прихожан, кто болен или по уважительным причинам не может пойти в церковь, колокол сообщает время молитв, чтобы община могла воссоединиться пусть и на расстоянии.
Исходя из предназначения различают колокола: молитвенный, просительный, благодарственный, мира, траура или посмертный и так далее. И прихожане различают их по голосам, понимая, о чем говорит им тот или иной голос колокола. Сейчас люди отвыкли сверять свою жизнь с ударами церковного колокола, но это не умаляет значение колокольного звона. Хотя молчание колоколов добавило и нам немоты.
Колокола по праву называют нашими миссионерами, и они выполняют в этом смысле большую работу. Они и наши души как-бы раскачивают, заставляют проснуться. Мы сами становимся колокольчиками и звеним, когда по нам ударяет божий молоточек.
Колокол призывает даже тех, кто не интересуется церковью. Хотя плохо то, что люди слышат звон, восхищаются красотой звучания, но совершенно не понимают, о чем он им говорит. И не последуют за ним…
Сегодня, когда многие спорят о языках богослужения в литургии, колокола – единственный, кто сохраняет подлинные традиции церквей. Даже когда в нашей церкви будет только русский язык, колокола будут звенеть, как в старых церквях Нюрнберга или Дрездена… Они обозначат вероисповедную идентичность церкви лучше любых теологических диспутов и табличек на дверях.
Во все времена было большой бедой, когда запрещали звонить или вовсе снимали колокола с небесных колоколен для земных войн. Для нас сейчас большое благо, когда в церквях есть колокола. В свое время в Калининградской области, в одну разрушенную церковь в Арнау приехал колокольный мастер, и сделал колокол. Ему говорили, что общины нет, а вокруг – хутора людей, которые приехали сюда после войны, и им дела нет до старой лютеранской церкви, в которой давно поселились вороны и крысы. Но этот старик был твердо уверен – когда над этими полями и холмами разольется звон, люди не останутся равнодушными. Так и случилось. И в настоящее время колокол радует людей, и созывает общину.