Примерно за двести лет до Христа механик Ктесибий из Александрии создал «водяной орган», который управлялся давлением воздуха. Изобретение широкого распространения не получило, но совершенствовалось разными мастерами в римском мире и на Востоке. После того, как один византийский дар в восьмом веке попал ко двору короля Франции, орган начал свое распространение в Европе. На Руси органы появились примерно в 11 веке при дворе киевских князей. Ко временам Лютера органы были практически в каждой церкви. В домах для семейного музицирования предпочитали позитивы и портативы. Имена фирм и мастеров известны в веках – Зильберман, Шнитгер, Валькер, Зауэр…
В нашей церкви св. Екатерины первый ее органист Франц Киршник работал совместно с Леонардом Эйлером над усовершенствованием язычковых органных труб. В те времена знание музыки было неотъемлемой частью образования. Сегодня человека окружает разнообразная музыка – доступно абсолютно все, приходится слушать иногда поневоле. Раньше музыка была событием, ценилось качество и мастерство. Музыка перестала быть неотъемлемой осознанной частью жизни, и стала ее фоном. Из центра сместилась на периферию, на обочину. Мало, кто связывает с музыкой свою духовную жизнь.
Орган весьма чувствителен, и требует большого внимания – необходимо следить за отоплением, влажностью воздуха, пылью и голубями, что ничто не нарушило механизм. Только квалифицированный органный мастер понимает, как наладить его сложную внутреннюю жизнь.
В немецком языке орган – женского рода, его (ее) называют королевой инструментов, и это самый ценный предмет в церковном зале.
Когда мы слышим звуки органа, даже случайно в сети или в наушниках соседа в метро, как правило, невольно мысль обращается к церкви. Орган – удивительный, живой инструмент. Звуки в его трубах словно говорят человеческими голосами, или криками зверей, звучат ветром и разными музыкальными инструментами - колоколами и флейтами, и другими… Трубы наполняются воздухом и разговаривают на разные лады. И звучат они благодаря органисту, или хормейстеру, повинуясь его умению вовремя нажать нужные клавиши и педали. Металл и дерево, из которого сделаны трубы, оживают и присоединяются к голосам общины на богослужении. Так каждое воскресенье вместе с прихожанами словно все творение славит своего Творца, живое слово говорит о невыразимом.
Музыка, которую мы слушаем, отражает состояния нашего духа. Орган улучшает и исправляет наше отражение, дает нам увидеть себя настоящих. Поэтому от этой музыки нельзя отказываться. Настоящее – большая редкость. В книге Николауса Арнонкура хорошо сказано: «Сейчас в музыкальных школах музыку изучают не как язык, но лишь как технику исполнительства – безжизненный технократический скелет».
Орган – второй проповедник в церкви, и первым возвещает Евангелие – уже в прелюдии, или вторым – после колокола. Прелюдия – музыка в начале богослужения, постлюдия – в конце. Между ними – сопровождение хоралов с вступлением к каждому, и части богослужения, где музыкой сопровождается пение общины в ответ на возгласы пастора.
Часто для прихожан это – всего лишь музыкальное сопровождение, на которое не стоит обращать много внимания, а можно пока почитать смс, опоздать на начало и подойти только к проповеди и т.п. Но это совсем не так. Не так и другое – орган не только настраивает нас на благочестивый лад. Орган призывает нас не только замолчать и приготовиться, но он помогает, буквально велит нам оставить все бытовое, суетное, не важное за дверями церкви снаружи, и сосредоточиться на том, что происходит внутри - в церковном зале, и внутри каждого из нас. И здесь важно мастерство органиста и возможность живого звука инструмента. Орган сооружает вокруг нас стену, за которой мы чувствуем себя в безопасности, и дает нам ощущение покоя, которое зачастую мы не можем найти даже дома. Иногда орган звучит понятнее проповеди)) И успокаивает, если проповедь взволновала, или если нас не отпускают глубоко засевшие проблемы и вопросы, если мы разрываемся среди противоречивых мнений, обстоятельств, и способов их решений – орган и церковные музыка и песнопения открывают нам дверь в священное, где больше нет вопросов и мнений, где мы можем склонить сердца в молитве и присоединиться к хору вечной хвалы Богу.
Орган задает нам тон при пении хоралов и возгласов общины. А когда богослужение идет к концу, орган помогает нам, чтобы внешний мир с его заботами и обязанностями не обрушился на нас снова на выходе из церкви и не отнял то сокровище духа, которое мы понесем с собой.
Орган как-бы просит нас – побудьте немного в тишине, чтобы не растерять все собранное, если вдруг вскочить и начать суетиться. Дайте семенам прорасти и дать корни в ваших душах. Позвольте церковной музыке выйти с вами наружу, в вашу повседневность, и изменить ее к лучшему. И это позволит вам оставаться частью церкви в ваших повседневных трудах и заботах.
Орган молится за нас, особенно если мы забываем сделать это сами, или не можем подобрать слова. Он славит Бога на разные голоса и возвещает общине Евангелие.