Трёльч, Эрнст Петер Вильгельм (нем. Troeltsch), (1865-1923) – немецкий лютеранский теолог, викарий в Мюнхене (1890-1891), проф. систематической теол. университетов Бонна (1892-1894) и Гейдельберга (1894-1915), проф. философии университета Берлина (1915-1923), член-корр. Прусской Академии наук (1912), видный чиновник Министерства культов Пруссии (1919-1921), политик. Член немецкой демократической партии, чьи воззрения повлияли на статьи Веймарской Конституции. Основная деятельность пришлась на период кайзеровской политики, идей Бисмарка по объединению Германии, и I Мировую войну и революцию. Классический представитель либерального богословия наряду с А. фон Гарнаком, А. Ричлем. Получил образование в Аугсбурге, Эрлангене, Берлине, Гёттингене. Не избежал влияния неокантианства баденской школы, отчасти Дильтея, Шлейермахера и Шпенглера. Вырабатывал историко-критический метод. Ввел термин «религиозного априори», «иррационального в бытии», «религиозности вне церкви и любой институции», равенства метафизики и веры, разработал свои понятия мистических групп, церкви и секты, как творческого периода развития религиозной организации. Занимался историей религии и философией культуры, поисками смысла и цели исторического познания. Совместно со своим другом М. Вебером является одним из основателей социологии религии. В своей концепции использовал конструкцию базиса и надстройки К. Маркса. Изучал проблемы атеизма и идеализма, основополагающие проблемы этики, соотношение политической этики и христианства, кризис христианства и мировоззренческий кризис историзма, обращаясь к эмпирическим основам истории, когда идеи каждой эпохи по-своему соотносятся с Богом, метафизические и религиозные истоки немецкой культуры, роль кальвинизма в капиталистическом обществе, методы сравнительного богословия, значение протестантизма для современного мира, историчность Иисуса Христа, учение Августина, роль экономики и институций в истории христианства, и другие вопросами аксиологии, систематики и догматики. Ставил религиозные ценности в центр европейской культуры, основным принципом которой определял развитие отдельного человека, хотя это и привело к нарушению отношений церкви и государства. Т. видел в христианстве квинтэссенцию всех религий и основу религии будущего, хотя ни одну из них не считал истинной. Христианская вера, по мнению Т., для преодоления кризиса нуждается в новом обосновании и толковании в состоянии нового синтеза с разумом, религией и наукой, в церкви и в государстве. Государство реализует религиозную ценность, общую и приемлемую для всех, тем самым запуская процесс такого синтеза, реализуя свою функцию, основанную на нравственных началах. Поэтому Т. важнейшей научной проблемой считал изучение государственно-конфессиональных отношений. Он представил концепцию радикальной, критической теологии, как норму ориентированного культурологически христианства. Был первым немецким интеллектуалом, предупредившим распространение диктатуры фашизма (1922). В своей траурной речи А. фон Гарнак говорил о том, что Т. утверждал смысл жизни и смысл истории, что является практическим испытанием веры в Бога, утверждал ядро евангелической христианской традиции и знал, что нужно прощение, которое даруется, и это тоже испытание веры и Креста Христова. Он держался в свободе над миром.
Осн. соч.: «Социальные учения христианских церквей и групп» (Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen) (1912).
Э.Ю. Жейдс