4 июля мы поговорим на радио о собаках. С писателями Марией Семеновой, Ольгой Денисовой и Татьяной Томах, в чьих произведениях этим прекрасным животным отведена особая роль.
Грэм Грин в романе «Путешествие с моей тетушкой» писал: «свой статус собака обрела только с приходом христианства. Христиане были первыми, кто начал изображать их на стенах соборов, и, несмотря на то, что они еще долго не могли решить, есть ли душа у женщины, им начало казаться, что у собак, возможно, и есть».
У Мартина Лютера был домашний любимец – шпиц по кличке Toelpel, которая говорит о том, что умственные способности пса не очень ценились, но он был любим хозяином. Для реформатора он был творением без души, и, как говорилось в застольных речах, даже имея все для земного плотского существования – зоркие глаза, крепкие лапы и хороший желудок, не имел ничего для вечной жизни. Для Лютера человек, одаренный разумом, способный верить в Бога, стоял намного выше животного. А слово «собака» часто служило ругательством против врагов христианина. В работе «О свободе христианина» Лютер пишет о трех «собаках» – неблагодарности, гордыне и нужде, которые кусают людей особо неистово. Там же он приводит пример теряющего веру в погоне за добрыми делами, рассказывая притчу о собаке, которая пробегает мимо ручья с куском мяса в зубах, и пытается поймать второй кусок в отражении, теряя то, что есть.
На протяжении веков христиане защищали свой статус «венца творения», и сражались с животным инстинктом, угнетающим благочестивую душу. Не зря дьявол изображается с клыками, хвостом и когтями. Со временем, во многом благодаря Франциску Ассизскому, они стали задумываться о тех, кто является частью творения, и не является вещью во владении. «Животные – творения Божьи, и подчиняются его промыслу» говорится в католическом катехизисе. Святого Христофора изображали с собачьей головой на иконах, считая собаку некрасивой, чтобы не привлекать женщин. В Библии собакам отведена незавидная роль – пожирать трупы вместо погребения, лизать раны нищего Лазаря и кровь злодеев, уворачиваться от палок и камней, жить за стенами городов, всегда испытывать голод и искать крохи под столом господ и детей, и остаться вне царствия небесного и святынь со всеми чародеями, любодеями и убийцами… Но они были приручены для охоты, присмотра за стадами и охраны.
Монахи-бернардинцы научили собак спасать жизни. Собак привели в цирки и театры, кинематограф и на подиумы. Они рядом с человеком с доисторических времен.
В нашей радиостудии собрались три женщины, которым есть, что рассказать о замечательных животных и людях, достойных быть их друзьями.