Богоявление, Крещение Господне

24 11 2024

Последнее воскресенье церковного года

Чтения
Мат. 25 или Иоан. 5

Воскресенье вечности - Матфей 25,1-13:
1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

\r\n

----------

\r\n

День поминовения усопших – Иоанн 5,24-29:
24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения.

Откр. 21 или 1 Кор. 15

Воскресенье вечности – Откровение 21,1-7:
1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
2 И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
4 И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
5 И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.
6 И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.
7 Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

\r\n

----------

\r\n

День поминовения усопших – 1 Коринфянам 15,35-38.42-44а:
35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;
44 сеется тело душевное, восстает тело духовное.

Лук. 12 или Дан. 12

Воскресенье вечности - Лука 12,42-48:
42 Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?
43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.
44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, -
46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.
47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

\r\n

----------

\r\n

День поминовения усопших - Даниил 12,1б-3:
1 И наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.
2 И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.
3 И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда.

Текст проповеди:
null

Перикопы воскресенья вечности глядят в будущее, находящееся за пределами наших представления.
Чтение из послания (Откровение 21:1-7) сильный текст с мощными образами. Наконец всякое страдание, всякая разлука закончены: новый Иерусалим спускается на землю, Бог ставит свою скинию у людей. Вряд ли можно найти еще более жгучее, мощное, ликующее описание конца - если только не мерить по ветхозаветному чтению, чьи образы, возможно, еще ближе к жизни и поэтому еще более трогают нас: "Не будут трудиться напрасно и рождать детей на раннюю смерть..." И здесь в великую перемену, в всеобъемлющее примирение вовлекается всё творение: "волк и ягнёнок будут пастись вметсе, и лев, как вол, будет есть солому..."
А вот чтение из Евангелия - притча о девах - привносит во все это ликование более серьезные тоны. Намечается большой праздник - было бы глупо пропустить его из-за собственной инертности, нежелания знать, упётрости и недальновидности. Стих на недели хорошо подводит из этого итоги с помощью двух образов.

Последнее воскресенье церковного года можно отмечать двумя образами: как воскресенье вечности или как день поминовения усопших. Вполне возможна и комбинация того и другого. Евангелическая богослужебная книга предполагает отдельное дополнительное раннее или вечернее богослужение для поминовения усопших в тех общинах, в которых это принято.
Поминовение усопших членов общины существовало с самого начала христианства. Но когда дни памяти мучеников и великих людей начали вытеснять память о неизвестных, то для них был установлен особый день (на востоке в 4 веке, на западе в 7 веке), из которого развился День Всех Святых.
Такой день протестантская Церковь отергла, так как почитание святых, как оно практиковалось в эпоху Реформации, не соответствовало Священному Писанию: святым молились, и их просили о заступничестве, им приписывали функции защитников и посредников, что ни требуется, ни описывается в Священном писании. Однако память о святых осталась разрешенной и даже рекомеднуемой. Эпоха Просвещения не знала, что делать с таким днём, и его праздновали все меньше. Вместо него король Фридрих Вильгельм III приказом от 17.11.1816 ввел в Пруссии день памяти мёртвых (усопших), и другие церкви быстро перенимали его, так как община не допустила бы, чтобы поминовение мёртвых (и падших на войне) совсем исчезло из богослужебной жизни.

В принципе, день поминовения усопших можно отметить в любой день. На такой день существуют отдельные перикопы и молитвы.
Напрашивается, в т.ч. и на основе традиции, именно последнее воскресенье церковного года. Понятно, что его чтения тоже очень уместны для того, чтобы поднять ожидания, сетования, страхи, надежды и вопросы, связанные с воскресеньем поминовения усопших.
Можно представить себе и проведение этого дня в День Всех Святых, 1 ноября.
Смысл дня поминовения усопших в том, что мы остаёмся связанными с умершими в одной общине верующих. Возможно прочтение списка всех прихожан, умерших за прошедший год, но оно не должно быть центром богослужения, а совершаться как последствие вести о том, что мы все имеем вечную жизнь во Христе. Подходящий момент для него - это, например, после проповеди и до просительных моливт, в которых еще особо упомянутся родные. Литургический цвет дня поминовения усопших, если устроить его среди недели - чёрный (или отсутствие парамента). Но если отмечать этот день в воскресенье, то используется цвет, соответствующий церковному году (в случае последнего дня церковного года - зеленый) или же белый как знак того, что Христос, имеющий власть над смертью, знает всех усопших и ведёт их к жизни.