27 12 2024
День Апостола и Евангелиста Иоанна
- Иоан. 21,20-24
-
Иоанн 21,20-24:
20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]? ты иди за Мною.
23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]?
24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. - 1 Иоан. 1,1-10
-
1 Иоанн 1,1-10:
1 О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, -
2 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, -
3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.
4 И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.
5 И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.
6 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине;
7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.
8 Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас. - Иоан. 21,20-24
-
Иоанн 21,20-24:
20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]? ты иди за Мною.
23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]?
24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
Иоанн младший, сын Зеведея, сначала был одним из учеников Иоанна Крестителя. Потом он вместе с Петром и Иаковом входил в круг трех учеников, пользовавшихся особым доверием господа. По традиции считается, что он был тем, кто в Евангелии от Иоанна описывается как "возлюбленный ученик" и - единственный из всех учеников - стоял под Крестом. Ему Господь доверил заботу о Своей матери.
Существуют исторические свидетельства о том, что он потом долго был пресвитером в Ефесе, откуда он создал те семь общин Малой Азии, к которым обращены "послания семи церквам" в книге Откровения. В Ефесе он собрал вокруг себя учеников, среди которых был и Поликарп, будущий епископ города Смирна. Согласно преданию, император Домициан потом сослал его на остров Патмос, где он (ок. 90-95 гг. от Р.Х.) получил и записал Откровение. Предание говорит о том, что в очень преклонном возрасте он написал свое Евангелие, названное Лютером "нежным, верным, главным Евангелием". Тема этого Евангелия заключена в третьей главе, стихе 16: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную."
Предание также отождествляет его с Пресвитером - автором 1-3 Посланий Иоанна. В них Бог описывается как свет и любовь. "Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими!" (1 Иоанна 3:1) В преклонном возрасте он все повторял призыв: "дети, любите друг друга!" Когда ученики спросили его об этом, он ответил: "Это слово Господа; исполняющий его делает достаточно".
У Климента Александрийского записан один рассказ Отцов, который, возможно, хорошо отражает любовь и внимание Иоанна к людям: когда-то он отдал пол опеку епископа одного юношу. Епископ учил юношу вере и в конечном итоге, крестив его, отпустил из-под своей опеки. Вскоре после этого юноша связался с разбойниками, сам собрал шайку разбойников, из которых самым жестоким был он сам. Когда Иоанн снова пришел в эту общину и потребовал юношу обратно от епископа, тот ответил, что он умер душою, и указал Иоанну место, где тот обитал. Старец Иоанн отправился верхом к той горе, где было укрытие шайки разбойников, и увидел того юношу, старавшегося спрятаться от него. Иоанн окликнул его: "Ах, дорогой сын, почему ты бежишь от своего отца? Не бойся, я буду заступаться перед Богом за тебя и охотно умру за тебя, как умер за нас Господь. Остановись, дорогой сын, верь, ибо Бог послал меня к тебе!" Полон раскаяния, юноша вернулся, и Иоанн привел его к жизни в вере.
Предание гласит, что Иоанн умер в восрасте 100 или 101 лет - единственный апостол, умерший своей смертью, - и его похоронили в Ефесе.
Его день так близок к Рождеству потому, что это время есть время откровения Божьей любви, которую Иоанн воплощал и проповедовал всю жизнь.
Символ Иоанна - орел, означающий его возвышенную теологию. В искусстве он также изображается с чашей, из которой поднимается змея. Это изображение ссылается на легенду, согдасно которой языческий жрец заставил Иоанна выпить чашу с ядом; Иоанну же яд не повредил.