06 10 2024
Праздник урожая
- Лук. 12,(13-14).15-21
-
Лука 12,(13-14).15-21:
13 Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
14 Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
21 Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. - 2 Кор. 9,6-15
-
2 Коринфянам 9,6-15:
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его! - Ис. 58,7-12
-
Исаия 58,7-12:
7 Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: „вот Я!\" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень;
11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.
12 И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.
С пятого века Церковь празднует день благодарения за урожай. Это один из немногих праздников, которые прямо связывают естественный год с церковным годом. Зачастую этот день совпадал с днём архангела Михаила (29 сентября), так как в этот день задумывались о том, как действуют ангельские силы и как их сила проявляется в природе. Другие реформаторские календари связывали этот праздник с днем Варфоломея (24 августа), воскресеньем после дня св. Эгидия (1 сентября) или после дня св. Мартина (11 ноября). В некоторых регионах еще есть отголоски этих старых традиций. Но потом этот день перенесли на воскресенье после дня архангела Михаила. В странах/местностях, в которых время урожая расходится с этим временем, имеет смысл не ориентироваться по дню архангела Михаила, а праздновать во время/после урожая.
Ветхозаветное чтение ставит день благодарения за урожай под знак готовности делиться. При этом речь идет не только о хлебе, но и - как показывает этот текст - о ночлеге, одежде, о справедливости, об ответственности за других людей вообще. С этим связано великое обетование: "и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды не иссякают". Поэтому новое чтение для дня урожая, которое уже встречалось нам в 15-е воскресенье после Троицы (Матфей 6:25-34), имеет смысл толковать в контексте этого чтения: если мы так делимся всем необходимым для жизни в горизонте Царства Божьего и его праведности, то мы освобождаемся от всякой боязливой, эгоистичной заботы о завтрашнем дне.
Чтение из Послания тоже говорит о том, чтобы делиться жизненно необходимым - апостол Павел собирает пожертвования для общины в Иерусалиме.
Если выбрать старое чтение из Евангелия - притчу о безрассудном богаче (Лука 12:[13-14]15-21), то мы усиливаем акцент на моменте покаяния и ожидания последних времён, которые, как кажется на первый взгляд, хуже сочетаются с радостным настроением дня благодарения за урожай. Но нелься забыть о том, что и ветхозаветное чтение по сути является призывом к покаянию.