21 09 2024
День Апостола и Евангелиста Матфея
- Мат. 9,9-13
-
Матфей 9,9-13:
9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. - 1 Кор. 12,27-31
-
1 Коринфянам 12,27-31:
27 И вы - тело Христово, а порознь - члены.
28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.
29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?
30 Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?
31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. - Мат. 9,9-13
-
Матфей 9,9-13:
9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
По преданию Матфей (= "дар Божий") - это тот апостол, который был мытарем, когда Иисус его призвал. У Матфея и у Марка его зовут "Левий" (Марк 2, от 13 ст., и параллельные места). Перед тем, как отправиться с Иисусом, Матфей еще устраивает прощальный пир, на который приглашает и Иисуса, хотя отдает себе отчет в том, что мытарь в глазах благочестивых иудеев является грешинком, в дом которого входить нельзя, не оскверняясь. Но Иисус принял это приглашение и таким образом подал знак: "не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Марк 2:17 и параллельные места). Позже Иисус посылает Матфея вместе с Фомой, чтобы они позаботились о "заблудших овцах Израиля" (Матфей 10:3.5-15).
Евангелия и Деяния ничего, кроме этого, о Матфее больше не говорят. Иначе древнецерковное предание, которое видит в нем автора первого Евангелия. Около 140 года Папий сообщает, что Матфей написал свое Евангелие на еврейском языке, а впоследствии Его переводили на греческий язык кто как мог. Ученые очень сомневаются в этом авторстве, однако сборник изречений Иисуса не дошел до нас в первоначальной форме, так что можно принимать в расчет и ту возможность, которую изображает Папий. Дальше легенда сообщает, что Матфей долгое время был миссионером в Эфиопии, и что он обратил в христианстов семью царя, во имя Иисуса воскресив умершую царевну Ифигению. После этого она хотела посвятить свою жизнь служению Иисусу и остаться девственницей. Матфей поддержал ее решение. Но ее дядя хотел жениться на ней, и став царем, он велел казнить Матфея во время священного жертвоприношеня.
Реликвии Матфея хранятся в соборе города Салерно.
Символ Матфея - человек, так как его Евангелие начинается с родословия Иисуса как Человека. Чаще, чем символы других евангелистов (не считая орла Иоанна), человек как символ Матфея изображается, согласно Откровению 4:8, с крыльями.