03 11 2024
23 воскресенье после Троицы
- Мат. 22,15-22
-
Матфей 22,15-22:
15 Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;
17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
20 И говорит им: чье это изображение и надпись?
21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
22 Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли. - Фил. 3,17.(18-19).20-21
-
Филиппийцам 3,17.(18-19).20-21:
17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.
18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.
19 Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном.
20 Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа,
21 Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе всё. - Иоан. 15,18-21
-
Иоанн 15,18-21:
18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
"Отдавайте кесарево кесарю" - это звучит как "всякая душа ба будет покорна высшим властям" из послания ап. Павла к Римлянам, из четвертого ряда текстов для проповеди. Но все же тут видно, что власть "кесаря" явно ограничивается: правителю деньги - но Богу послушание! В любом случае это воскресенье с его чтением из Евангелия дает повод благодарить Бога за общественный порядок, который защищает жизнь. Послание показывает, что этот порядок - не из последних, а всего лишь из предпоследних вещей: "наше же жительство (в греческом politeuma) - на небесах".
Ветхозаветное чтение о том, как Авраам просит за Содом, показывает, что в этом взаимоотношении могут появляться очень даже серьезные трения. Но оно ясно показывает и задачу верующих в таких критических (греч. krisis - суд) ситуациях - ходатайствовать перед Богом о спасении "города".
Стих на неделю, являющийся одновременно антифором к ступительному псалму, не дает нам забыть, что стоит над этим всем как последнее слово.
Так как 23 воскресенье после Троицы встречаетс сравнительно редко, тексты его чтений можно поменять с 20-м.