02 06 2024
1 воскресенье после Троицы
- Лук. 16,19-31
-
Лука 16,19-31:
19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. - 1 Иоан. 4,16б-21
-
1 Иоанн 4,16б-21:
16 Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
20 Кто говорит: „я люблю Бога \", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. - Иоан. 5,39-47
-
Иоанн 5,39-47:
39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
40 Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
41 Не принимаю славы от человеков,
42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.
44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
45 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?
После Троицы начинается длинная череда - от 20 до 24 в зависимости от даты Пасхи - воскресений "после Троицы", просто пронумерованных и не являющихся особыми праздниками - разве что в том смысле, что любое воскресенье является маленькой Пасхой. Каждое из этих воскресений посвящено определенной теме, над которыми всегда стоит общая тема новой жизни, дарованной нам через Пасху.
В некоторых списках тема первого воскресенья после Троицы определяется как "апостолы и пророки". Однако официальное дополнение к агенде возводит в ранг темы чтение из Евангелие - рассказ о богаче и Лазаре.
Этот рассказ многогранен, и пророкам в нём отводится очень даже высокое место. Если кто-то не покаялся под влиянием Моисея и пророков, то и человек, вернувшийся с того света, не расшевелит его. Другая грань - единство любви к Богу и любви к ближнему - подхватывается в чтении из Послания: "И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего".
Теме "Моисея и пророков" (но не апостолов) соответствует ветхозаветное чтение, "Шма Исраэль", основное вероисповедание Израиля. Вводный псалом также мощно говорит о спасительной силе Божьего Слова и Закона.
Стих на неделю выхватывает некий маленький аспект из того и другого. Молитвы объединяют обе грани.
Литургический цвет этого и всех последующих воскресений после Троицы - зелёный.