14 02 2024
Пепельная среда - начало Страстного времени
- Мат. 6,16-21
-
Матфей 6,16-21:
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. - 2 Петр. 1,2-11
-
2 Петра 1,2-11:
2 Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. - Иоил. 2,12-19
-
Иоиль 2,12-19:
12 Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.
13 Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии.
14 Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?
15 Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание.
16 Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы.
17 Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: „пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?\"
18 И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой.
19 И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам.
Как по протестантской, так и по католической традиции в этот день начинаются сорок дней Великого Поста перед Пасхой.
Уже с 4 века есть разные свидетельства о 40 днях подготовления к Пасхе. Но их исчисление и оформление варьировало. В Риме эти сорок дней изначально начались за 6 недель до Пасхи и были временем покаяния для тех, кто совершил тяжкие грехи. В Чистий Четверг этих кающихся принимали обратно в церковь. Позже это время все больше превратилось в Пост, и пришлось адаптировать к этой новой сути и исчисление сорока дней: Были включены Страстная пятница и суббота, а исключены 6 воскресений, т.к. по воскресеньям не постились. На востоке из Поста были исключены и субботы и воскресенья, что привело к большей длительности Поста.
В протестантской среде эти сорок дней называются Страстным временем, т.к. их определяет мотив страданий Иисуса. Изначально Страсти Христовы рассматривались особо интенсивно только в Страстную неделю, в средние века Страстным временем были две недели перед Пасхой. Также Страсти Христовы были темой воскресенья Iudica за 5 недель до Пасхи. Мы следуем порядку чтений 1978 года и называем Страстным временем весь Великий Пост.
Срок в сорок дней взят из многочисленных библейских текстов, в которых такой срок - а иногда и 40 лет - имеет особое значение. Все это - времена перехода, подготовки и очищения. В Древней Церкви крещаемые входили в новую стадию подготовку к крещению в начале этих сорока дней и интенсивно готовились к крещению, предстоящему в пасхальную ночь.
Название Пепельной Среды возникло потому, что в древней Церкви этот день начала Сорока Дней кающие посыпали себе голову пеполм. Все больше прихожан участвовали в этом обряде из солидарности с ними. В римско-католической церкви прихожане и сейчас получают пепельный крест на лоб. Пепел напоминает о тленности всего земного.
Реформаторы отменили обряд с пеплом, так как к тому моменту все действия, связанные с Пепельной средой и Постом, стали настолько материальными, что духовного содержания уже было невозможно распознать.
К нашему времени заметили, что время поста вполне может быть и евангелическим.
На Пепельную среду рекомендуется богослужение покаяния или общинная исповедь. Литургические тексты можно и поменять местами с теми, которые прописаны на следующее воскресенье Invocavit. Их тема - покаяние, пост и христианская жизнь.
Бог призывает нас к посту, смягчающему нужду бедных и угнетённых и порождающему или поддерживающему справедливость и мир. Значит, имеется в виду не радикальный отказ от определенных продуктов питания и другие практики самоограничения - они могут быть, но чтение из Евнагелия предостерегает от опасности: такие практики не должны быть направлены на то, чтобы впечатлять окружающих.
Литургический цвет всего Великого Поста - фиолетовый.
На протяжении всего Великого Поста не поётся "аллилуйя" и "Слава в вышних Богу".