ORGELVESPER в церкви Святой Екатерины – 15 лет!

ph32

Для многих сегодня форма органной вечери в нашей церкви – Orgelvesper – короткое богослужение, где много музыки. Для кого-то – концерт, «в нагрузку» к которому идет проповедь.

А начиналось все в далеком 1992 году, когда главному органисту церкви Григорию Варшавскому, не без помощи старого музыкального пирата и легендарного организатора всяческих чудес (вроде рок-н-ролльных служб) Андрея Тропилло, а также шведских коллег-лютеран, довелось попасть в город Любек. Общине тогда еще не вернули здание церкви, в котором располагалась студия грамзаписи «Мелодия», но в Рождество 1989 года и впоследствии разрешили проводить богослужения. В кругу музыкантов был уже тогда известен пишущий об отечественной рок-музыке под псевдонимом «рок-дилетант» Александр Житинский. В 1991 году он основал фирму «Балтийский путь» и совместно со Шведским союзом писателей стал организатором Международного конгресса писателей стран Балтики – «Волны Балтики». Конгресс для трехсот писателей и переводчиков из десяти стран проходил в круизе на теплоходе «Константин Симонов» с заходом в порты Таллинна, Гданьска, Любека, Копенгагена, Висбю, Стокгольма и Хельсинки.

Церковь Святого Иакова, или St. Jakobi-Kirche в Любеке и стала тем местом, откуда нами была воспринята традиция Orgelvesper. Первое упоминание о романской церкви относится к 1227 году, к 1334 она была перестроена и освящена во имя Иакова старшего, покровителя моряков и рыбаков. Моряки и рыбаки из Любека часто заходили на своих судах в Санкт-Петербург, и на часть корабельных денег, на часть – купеческих, а часть – прихожан нашей церкви Святой Екатерины, выходцев из Любека, и построено нынешнее здание, 250-летний юбилей которого мы отмечаем в этом году.

Церковь св. Иакова уцелела во время войны, и в ней сохранились оба исторических органа – готический и барочный. Сегодня они – одни из немногих аутентичных в Европе. Община св. Иакова тесно сотрудничает с Musikhochschule Lübeck для проведения своих органных молитв на высоком профессиональном уровне. Используется церковная музыка различных стилей – от классики до джаза, но написанная именно для церкви, как обработка хоралов, или кантаты. В год проводится около 100 органных вечеров или другой формы – Kantatengottesdienste. Именно здесь проводится всемирно известный конкурс церковных органистов имени Дитриха Букстехуде. Церковь помогает студентам-музыкантам окунуться в мир церковной музыки города и приобщиться к мировому наследию.

Наша община также сотрудничает с выпускниками и преподавателями различных музыкальных высших учебных заведений как в России, так и за рубежом, и создала свою школу органа и клавесина, ученики которой также принимают участие в наших органных богослужениях.

Именно в эту знаменитую церковь зашел Григорий Варшавский во время прогулки по городу Любеку. И был впечатлен увиденным и услышанным. Когда свободно лилась музыка, заполняя огромное церковное пространство. И звучало Слово, в котором не нужно было искать иносказаний и скрытого смысла, оглядываться, не наблюдает ли кто за тем, что ты пришел в церковь. Если кто помнит, в начале 1990-х и город, и страна в целом переживали непростые времена, все менялось стремительно и непонятно, церковь только возрождалась в абсолютной пустоте, возвращаясь к бытию после полного уничтожения. И опыт оттуда, где были настоящие пасторы и церковные музыканты, был незаменим и ценен. Как и общение на корабле, среди людей творческих, думающих, мечтающих о свободе и увидевших эту свободу своими глазами, почувствовавших ее вкус. Это настроение – упоение свободой и красотой, пробуждение новых чувств, волнение от происходящего, отрешение от мира за церковной дверью… - мы стараемся передать в том, что делаем уже пятнадцать лет. И не собираемся останавливаться! Пасторы из разных стран – Германии, Латвии и Эстонии, Финляндии и Швеции, Польши и Венгрии, Америки и Дании поднимались на нашу кафедру за долгие годы и проповедовали на Orgelvesper. Проповедь – это тоже писательское мастерство, это отражение национальной культуры, церковных традиций.

В резолюции, принятой конгрессом писателей и представленной министрам иностранных дел стран Балтийского региона на встрече 5 и 6 марта 1992 года в Копенгагене, сказано: «Мы твердо верим, что происходящие сейчас исторические перемены представляют нам уникальную возможность писать о подлинной истории и культуре нашего региона. Нынешняя ситуация дает нам неслыханную ранее возможность укрепления и развития демократии, стабильности и мира в нашем регионе. Для того, чтобы воспользоваться этой исторической возможностью, нам необходима проницательность и поддержка политиков Балтийских стран. Решающее значение для этого процесса имеют не только писатели, но и переводчики. Мы твердо верим, что необходимо возрождение национальных культур по всей Балтике. Более того, стоит начать поиск того общего, что есть в наших культурах». Церкви Балтийского региона, надо сказать, написали примерно то же самое в своем договоре.

В 2005 году наш настоятель пастор Антон Тихомиров, успешно защитив докторскую степень по теологии в университете немецкого города Эрлангена, вернулся в Санкт-Петербург и возобновил свои богослужения в общине. После недолгого обсуждения с главным органистом, в рамках существующей тогда молодежной программы, было решено проводить Orgelvesper, и уже в начале 2006 года, в одну из первых сред состоялось первое органное богослужение в городе. Изначально в нем было больше литургических элементов – и чтения Писания, и молитва, и оно больше напоминало свободную музыкальную импровизацию, плавно переходящую в обработки хоралов. Слушатели реагировали по-разному, сами музыканты и пасторы находились в постоянном поиске и церковном эксперименте. Но основной принцип оставался неизменным – поскольку именно Иоганна Себастьяна Баха считают пятым евангелистом, орган в церкви – это второй проповедник, и музыка – это Слово в нотах, то именно сочетание музыки, написанной в церкви и для церкви, музыки, которая звучит в аутентичном контексте, и проповеди, как отражения содержания самой сути церкви, должны звучать в унисон. Orgelvesper – это возможность говорить о Евангелии в самых разных музыкальных контекстах. Выбирается или одна тема, например, история Рождества или Пасхальные события, или в музыке за одно богослужение проходит вся история Христа, или порядок выстроен, согласно псалму 150, когда звучат разные инструменты и хор:

Восхваляйте Бога, взирая на святых Его! Восхваляйте Его, взирая на твердь небесную, где явлены силы Его! Восхваляйте могущество Его! Восхваляйте безмерное величие Его! Восхваляйте Его звуками трубными! Восхваляйте Его на псалтири и гуслях! Восхваляйте его на тимпане и хором! Восхваляйте Его на струнах и трубами! Восхваляйте Его на кимвалах сладкозвучных! Восхваляйте Его на кимвалах прославляющих! Всякое дыхание да хвалит Господа!

Ко «всякому дыханию» во время органной вечери присоединяются и все слушатели, которые становятся частью звучащего пространства церковного зала, и воздух в органных трубах тот же, что наполняет их легкие, а звуки инструментов и голосов хора находят отклик и отражение в сердцах и умах.

Сегодня все уже привыкли к тому, что музыку сопровождает проповедь, в которой рассказывается о том, что же в этой музыке. Это не просто досуг и удовольствие, это каждый раз размышление и вопрос, на который есть ответ. Хотя изначально идея органной музыки в полутемном зале, при свечах, на одном дыхании, единым действом – была идеей немецкой традиции драматургической гомилетики в российском контексте. Это опыт самых разных проповеднических традиций и музыкальных подходов эпохи барокко и тех времен, через которые церковь прошла в своем существовании за последние 250 лет. И мы продолжаем беречь и умножать нашу традицию!