День великомученика Стефана

26 12 2020

День великомученика Стефана

Чтения
Мат. 10,16-22

Матфей 10,16-22:
16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
21 Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Деян. (6,8-15); 7,55-60

Деяния (6,8-15); 7,55-60:
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.

55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.

 

Мат. 23,34-37

Матфей 23,34-37:
34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.
37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

Этот день является одновременно продолжением празнования Рождества и днем великомученика Стефана.  
Первомученик Стефан был один из семи "диаконов", о которых мы читаем в 6 главе книги Деяний апостолов. Они были избраны, чтобы особо позаботиться о христианах греческого происхождения. Судя по именам, они и сами были из их числа. Только двое из них, он и Филипп, упоминаются в Библии и дальше.
Он проповедовал в синагогах иудеям греческого происхождения. За его свидетельство о распятом Христе, а возможно и за то, что он заступался именно за эллинистических иудео-христиан, его иудейские современники возненавидели его, и синедрион приговорил его к смертной казни.
Умирая, он видит небо открытым и Христа, сидящего по правую руку Бога  (Деяния 6:8-7:59).
Таким образом, Стефан стал первым, о котором мы знаем, что он своей смертью свидетельствовал о Христе - первым мучеником христианской Церкви.
Его имя Стефан - "венец" - уже содержит намек на смерть, которой ему предстояло умереть - на мученический венец.
Стефана почитали уже с 4-5 века. С тех самых пор, как ввели праздник Рождества, праздник в честь Стефана приходится на день после праздника рождения Христа. Таким образом Церковь показывает, что радость о рождении и скорбь о том, что жизнь всегда перед угрозой, непосредственно соседствуют.  Невозможно обрести жизнь без страдания. Жертва Стефана как бы подтверждает и запечатлевает прославление Христа ангелами.
Существует обычай раздавать хлеб нищим в день св. Стефана.