Анонс концертов на май 2019

Иоганн Себастьян Бах

1 мая, среда 19:30
ORGELVESPER
Дитрих Букстехуде, Франц Тундер, Иоганн Себастьян Бах
Исполнитель: Виктория Коваль – орган
Благотворительный взнос при входе – 250 рублей

5 мая, воскресенье 16:00
Иоганн Себастьян Бах
Исполнитель: Григорий Варшавский – орган
Билеты можно приобрести перед концертом и в театральных кассах
Стоимость билета – 500 рублей

«Бах – завершение. От него ничего не исходит, но всё ведёт к нему», - написал знаменитый баховед, философ и врач Альберт Швейцер. Несколько веков развития не только немецкой, но и всей европейской музыки преломились, оставило след в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. В XVI-XVIII вв музыка разных стран Европы была совершенно самобытной, и у Баха почти всегда отчётливо опознаётся, откуда какая стилистическая черта, форма или фактура позаимствована, однако они всегда образуют нераздельный, органичный сплав, делая синтез одним из основных творческих методов.
Концерт 5 мая посвящён чертам итальянской музыки в органной музыке И. С. Баха. Токката фа-мажор содержит одновременно и черты южноевропейской оргельпункт-токкаты, в которой на фоне быстрых нот в верхних голосах одна и та же нота, взятая в басу, может звучать на протяжении многих тактов, и северонемецкой педальной токкаты, в которой основным средством выразительности являются как раз пассажи короткими нотами в басу, обычно исполняемыми на ножной клавиатуре (педали).
Так называемая «Дорийская» токката являет собой яркий пример воплощения такого неорганного жанра итальянской музыки, как кончерто гроссо, фуга же содержит черты полифонии строго стиля, также получившей основное развитие в Италии, прежде всего, в вокальной музыке. Позднее баховское сочинение Токката и фуга ми-бемоль мажор, пропитанная символикой св. Троицы, являет собой вершину синтеза черт итальянской, французской и немецкой школ, и фуга (точнее, цепь из трёх контрастных фуг) построена на мелодическом тематизме, родственном итальянскому.

8 мая, среда 19:30
ORGELVESPER
Джованни Габриели, Ян Питерсзон Свелинк, Иоганн Каспар Керль, Карл Филипп Эмануэль Бах
Исполнитель: Андрей Коломийцев – орган, клавесин
Благотворительный взнос при входе – 250 рублей

12 мая, воскресенье 16:00
Георг Муффат, Георг Бём, Иоганн Себастьян Бах, Сезар Франк, Иоганнес Брамс, Макс Регер, Ференц Лист
Исполнитель: Дарья Мееркова – орган
Билеты можно приобрести перед концертом и в театральных кассах
Стоимость билета – 500 рублей

Орган имеет едва ли не самый обширный репертуар среди всех солирующих инструментов. Уходящий вглубь веков, он, следуя моде и вкусам, очень существенно менялся от эпохи к эпохе, а в период с XVI по XIX в также и от страны к стране. Настоящий концерт представляет традиционный для нашей страны калейдоскоп музыки разных стран и эпох, прекрасно подходящий для тех, кто знакомится с органной музыкой впервые и хочет узнать, какая она бывает. Представлены как раз наиболее популярные и репертуарные направления: немецкое Барокко (Георг Муффат, Георг Бём), немецкий Романтизм и постромантизм (Иоганнес Брамс, Ференц Лист и Макс Регер) и французский Романтизм (Сезар Франк) и, конечно же, крупнейший композитор, сочинявший для органа – Иоганн Себастьян Бах. В программе всего концерта проглядывает определённый бахоцентризм: помимо музыки самого Иоганна Себастьяна Баха, наследие которого слишком обширно, чтобы можно было отнести его целиком только к одному какому-то направлению, с его музыкой связаны и Муффат с Бёмом, на наследии которых он учился, и Брамс, Лист и Регер, которые, хотя уже и с других позиций, вдохновлялись его сочинениями в своём органном творчестве, и Франк, который, будучи бельгийцем по происхождению, привнёс во французскую музыку много черт немецкого искусства, создав свой неповторимый стиль, давший всей французской органной и симфонической композиции вдохновение на целых сто лет вперёд. Муффат также был одним из первых авторов, кто, как и чуть позже И.С.Бах, соединял, подчас нарочито, в своей музыке черты итальянской, немецкой и французской школ, однако, в отличие от Баха, у Муффата этот синтез носит несколько более тяжеловесный, искусственный характер, хотя ему и присущ всё тот же безупречный вкус.

15 мая, среда 19:30
ORGELVESPER
Август Готфрид Риттер, Конни Бауэр, органные импровизации
Исполнители: Кони Бауэр – джазовый тромбон, Александра Михайлова - орган
Благотворительный взнос при входе – 250 рублей

18 мая, суббота 18:00
Участие выставки «Мир органа» в «Ночи музеев - 2019»
Вход по единому билету «Ночи музеев» (400 рублей) и по билетам выставки (250 рублей)
Окончание работы выставки – 19 мая в 6:00

19 мая, воскресенье 16:00
Иоганн Себастьян Бах
Исполнитель: Борис Казачков – орган
Билеты можно приобрести перед концертом и в театральных кассах
Стоимость билета – 500 рублей

В 2010 г. В лютеранской церкви св. Екатерины на Васильевском острове стартовал амбициозный проект – впервые в России была предпринята попытка исполнить ВСЕ сочинения величайшего из композиторов – Иоганна Себастьяна Баха, включая ранние редакции произведений, спорные сочинения, а также последние находки. Исполнителями проекта стали органисты церкви – Григорий Варшавский и Андрей Коломийцев. Концерты шли раз в месяц, и задача оказалась труднее, чем представлялось – каждый раз готовить новую программу. Постепенно часть концертов стала состоять из повторов, а также включать кантатные и камерные номера с участием органа или клавесина уже как аккомпанирующего инструмента. До сих пор осталось ещё несколько несыгранных произведений, но проект никак нельзя назвать провалившимся, ведь он дал начало замечательной традиции – каждое третье Воскресенье месяца (и с повтором через три дня в среду) с сентября по май в кирхе св. Екатерины звучит только музыка И.С.Баха. На очередную такую встречу приглашаются все желающие соприкоснуться с самым востребованным слушателями всего мира органным наследием.

22 мая, среда 19:30
ORGELVESPER
Винцент Любек, Дитрих Букстехуде, Иоганн Себастьян Бах
Исполнитель: Ольга Бакаева-Петренко – орган

Благотворительный взнос при входе – 250 рублей

26 мая, воскресенье 16:00
“Il basso ostinato”
Дитрих Букстехуде, Джироламо Фрескобальди, Антонио Валенте, Иоганн Каспар Керль, Забло Бруна, Иоганн Якоб Фробергер, Георг Муффат, Иоганн Себастьян Бах
Исполнитель: Андрей Коломийцев – орган
Билеты можно приобрести перед концертом и в театральных кассах
Стоимость билета – 500 рублей

Бассо остинато – музыка на повторяющийся нижний голос – одна из самых ярких и острохарактерных разновидностей старинной музыки, берущая начало от испанской фолии – гитарной музыки уличных процессий, столь буйной, что, по выражению одного из современников, «люди, её исполнявшие, напоминали сумасшедших». Простая цепочка «четырёх блатных аккордов», облагороженная композиторами разных стран, основательно проникла и в дворцовую, и в церковную музыку в самом широком диапазоне темпов и настроений: от вариаций (ред.) на гипнотически повторяющиеся басовые фигуры в подёрнутых тёмными тонами пассакалиях и чаконах, возникших как прощальная музыка на поочерёдный отъезд гостей бала, до головокружительно ускоряющихся темпераментных испанских фанданго – неистового танца до упаду, перед которым никто не в силах устоять.
Самым же известным сочинением в стиле бассо остинато, пожалуй, является знаменитая Пассакалия до минор Иоганна Себастьяна Баха, без которой не обходился практически ни один советский фильм, где по сюжету должен был быть показан орган («Антон Иванович сердится», «Сокровища Агры»). Тема, экспонирующаяся сольно в начале произведения (кстати, она была заимствована Бахом у французского композитора Андрэ Резона) так и идёт красной нитью до конца, в то время как на её фоне, как на фундаменте, вырастают драматически устремлённые ввысь стрельчатые арки, зазубренные фиалы и ажурные аркбутаны верхних голосов этого грандиозного музыкального готического собора.

29 мая, среда 19:30
ORGELVESPER
Жак Шампьон де Шамбоньер, Дитрих Букстехуде, Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах
Исполнители: Ваньцы Чжан – клавесин, Михаил Касевич - орган
Благотворительный взнос при входе – 250 рублей